5 апреля. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример

5 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Читается отрывок из Евангелия от Иоанна. Глава 13, ст. 3–17. 

13.3. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

13.4. встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

13.5. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

13.6. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

13.7. Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

13.8. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

13.9. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

13.10. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

13.11. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.

13.12. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13.13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.

13.14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

13.15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

13.16. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

13.17. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

(Ин. 13, 3–17)

 

Сегодня, в Великий Четверг, Святая Церковь предлагает для нашего назидания составное евангельское чтение, куда входят: отрывок из Евангелия от Матфея, глава 26, стихи с 1 по 20; отрывок из Евангелия от Иоанна, глава 13, стихи с 3 по 17; отрывок из Евангелия от Матфея, глава 26, стихи с 21 по 39; отрывок из Евангелия от Луки, глава 22, стихи с 43 по 45; отрывок из Евангелия от Матфея с главы 26, стиха 40 по главу 27, стих 2.

В этот день мы вспоминаем установление Таинства Евхаристии во время Тайной Вечери. А открывалась эта новозаветная вечеря омовением ног. Поэтому в Великий Четверг в некоторых кафедральных соборах за архиерейским богослужением также совершается этот чин, по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам-апостолам. Именно этому и посвящена наша передача, а описание указанного события мы встречаем в Евангелии от Иоанна, глава 13, стихи с 3 по 17.

По пришествии в Иерусалим и наступлении вечера Христос и двенадцать апостолов направились в тот дом, где для них была приготовлена пасха. По восточному обычаю слуги или рабы домохозяина омывали запыленные ноги гостей при входе в дом. Дороги Палестины были немощеными и грязными. В сухую погоду несколько сантиметров пыли лежало на их поверхности, а в дождь вся эта пыль превращалась в жидкую грязь. Обувь, которую обычно носили люди, была легкой, открытой: это были, как правило, просто подошвы, притянутые к ноге парой узких ремней, то есть самый примитивный вид сандалий. Такая обувь плохо защищала от пыли и грязи дорог, а потому перед каждым домом можно было найти сосуд с водою и слугу с тазиком и полотенцем, готового умыть ноги гостям.

В тот памятный вечер в малом обществе Господа не было слуг, очевидно, потому, что Он Сам желал показать ученикам пример смирения и самоотверженной любви: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался (Ин. 13, 3–4). 

Бог Отец предоставил Сыну возможность употребить все средства, какие Он найдет полезными, для спасения людей. Именно в этом заключалась причина того, почему Спаситель совершил столь необычное, несходное с человеческими понятиями, дело, а именно: влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан (Ин. 13, 5).

Это было безмолвное, но наглядное наставление Учителя Своим ученикам – завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим.

Евфимий Зигабен поясняет: «Итак, евангелист говорит, что, хотя Иисус Христос знал, что Он Вседержитель, что Он Сын Божий, что Он имеет такую же власть, как и достоинство, однако сошел на самую низшую ступень уничижения, показывая этим, с одной стороны, Свою любовь к ученикам, с другой стороны, научая их смиренномудрию».

Петр был поражен действиями Господа, считая их несообразными Божественному величию Спасителя, а потому сказал: не умоешь ног моих вовек (Ин. 13, 8). В ответ на эти слова Господь заметил: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13, 8). Иными словами, если Петр будет до конца упорствовать в своем непослушании и будет свой разум ставить на место ума Христова, то не будет иметь «части» с Ним, то есть будет отлучен от общения со Христом.

Глубоко уважая своего Божественного Учителя и горя любовью к Нему, Петр выражает готовность повиноваться Господу даже больше, чем другие, которым умываются только ноги, и произносит: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову (Ин. 13, 9).

В Своем ответе Петру Господь замечает: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все (Ин. 13, 10).

Борис Ильич Гладков пишет: «В применении к апостолам и вообще последователям Христа это изречение означает, что искренно покаявшийся и отставший от греховной жизни не должен успокаивать себя тем, что уже переродился и, так сказать, омылся от грехов своих: освободясь от прежних грехов, он остался все-таки грехоспособным и, если не совершает тяжких грехов, все же мелкие грехи грязнят душу его, как пыль его босые ноги; и как омытому не избежать постоянного омовения ног, так и отставшему от греховной жизни нельзя обойтись без постоянного покаяния в ежедневно совершаемых грехах».

Этими словами Господь также давал понять, что Ему хорошо был известен замысел предателя, а потому и сказал: не все вы чисты (Ин. 13, 11).

Но посредством этих слов Христос также обращался и к совести Иуды, давая ему время одуматься. Омывая ноги Своим апостолам, Господь не отвернулся и от Иуды, который в то время уже был заодно с врагами Христа и, следовательно, сам был врагом. Заповедуя Своим последователям любить врагов и благотворить ненавидящим и желая довести Иуду до раскаяния и тем сотворить ему добро, спасти его, Господь наклоняется и перед ним, и смиренно омывает его ноги.

Окончив омовение ног учеников, Господь сказал: Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 14–15). Этими словами Он призвал апостолов к тому, чтобы и они с любовью служили друг другу, не считая унизительным для себя никакой труд, не гордясь и не превозносясь друг перед другом.

Александр Павлович Лопухин отмечает: «Разъясняя ближайший смысл омовения ног, Господь говорит, что Он этим дал пример того, как Его последователи должны поступать в отношении друг к другу. Это повеление, конечно, нужно понимать не в буквальном, а в символическом смысле. Господь здесь говорит не о том, что именно должны делать Его ученики, а о том, как они должны, с какими мыслями и чувствами совершать служение ближним. Нужно делать это не только в силу обязанности, но из любви, как сделал это Сам Христос».

Господь пришел в этот мир ради служения людям. Указывая и нам с вами, дорогие братья и сестры, путь ко спасению, Христос Своим примером учит нас тому, насколько необходимы смирение, кротость и желание служить людям для вступления в Царство Божие. Для достижения истинной славы у Бога христианину необходимо иметь глубокое смирение и терпеливо, с усердием, служить всякому человеку, ставя целью всей своей жизни спасение своей души и способствуя в этом другим.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать