4 мая. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем

4 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, с 56 по 69 стих.

56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?

62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.

64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.

65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.

66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?

68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:

69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Ин, 6, 56-69

 

6 глава Евангелия от Иоанна  - это знаменитая беседа о хлебе жизни,  или как она еще называется, беседа в Капернаумской синагоге, что подчеркивает евангелист Иоанн в 59-ом стихе.

Беседа о хлебе жизни - само богословие Таинства Евхаристии. Здесь Господь Сам рассказывает о том, ради чего Он приходит в мир и что дает ему. В самом начале предложенного евангельского отрывка Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Аз в нем». Здесь Он говорит Сам о Себе.
В Евангелии от Иоанна есть много бесед, построенных таким образом, что окружающие люди или собеседник в целом не понимают тех слов и речей, с которыми к ним обращается Господь. Здесь народ так же не понимает слова,  которые им говорит.

В самом начале беседы (она представлена еще раньше и состоит из нескольких продолжительных отрывков) народ говорит Христу, что отцы их ели манну с неба, которую Бог дал через Моисея. Что же может дать им Он: о каком хлебе идет речь? Господь говорит им, что тот, кто будет есть хлеб, сшедший с небес, будет жить вечно: «Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».

Христос называет Себя хлебом: Сам Себя предает в этом мире, для того чтобы мы вкусили Его Самого. Слова эти были настолько странными, что многие ученики усомнились и искусились в нем. Эта беседа становится по-настоящему сложной и трудной для понимания, и многие, слышавшие ее, как замечает евангелист Иоанн, соблазнились и перестали ходить с Иисусом.

Еще раз внимательно посмотрим, ради чего приходит в мир Господь и что оставляет в нем? Он приходит в мир для того, чтобы вернуть человека в то прежнее состояние, которого он сам себя лишил. Бог приходит в мир, чтобы человека сделать богом, но для этого требуются средства, и б`ольшие, нежели те, что были нужны, когда он еще находился в раю. Господь оставляет нам в этом мире Себя Самого: «Я с вами во все дни до скончания века. Этот мир пройдет, но слова Мои не прейдут вовек». Все может измениться, но не изменится слово Божие, и не изменится Сам Бог. Господь пришел в этот мир, умер на кресте и воскрес на третий день, но оставил нам Себя, чтобы и мы вкусили жизни от Него Самого.

В 63 стихе звучат очень сложные слова, которые могут показаться трудными для толкования: «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Переведем эту строчку на более понятный для нас язык: «Дух животворит, а плоть не приносит никакой пользы». Следует внимательнее и глубже отнестись к этим словам и толкованиям на этот отрывок.

Сегодня я предложу вам два толкования: традиционное и то, которое должно еще раз вернуть нас к теме Евхаристии, которая звучит в начале этой беседы.

«Дух животворит» - то есть жизнь дает дух, а не плоть. Здесь Евангелист Иоанн использует слово «плоть», которое Господь употребляет в отношении Самого Себя, когда говорит, что  кто не будет есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, не наследует Царства Небесного. Здесь употребляется то же самое слово «плоть». Случайность это, или здесь заложен глубокий смысл? Попробуем разобраться.


«Плоть, которую Я Вам даю» - говорит Господь о Самом Себе. «Плоть», тот самый хлеб, есть средство приобщения к жизни вечной. Вкушение этой плоти, этого хлеба, становится реальным источником, через который мы получаем жизнь вечную, но лишь при том условии, что в нас дышит Дух животворящий. Если его в нас нет, эта плоть ничего не дает нам. Здесь есть тонкая связь этих слов непосредственно с Евхаристией.  Приобщение Святым Христовым Тайнам не есть некое магическое или колдовское действие (как это было, например, в первобытных религиях), которое действует независимо от того, хочет сам человек этого или нет. Напротив, мы приобщаемся жизни вечной через вкушение плоти Сына Человеческого, лишь когда в нас живет дух. И мы не имеем этого, когда наше сердце пусто. Это первое толкование, на которое хотелось обратить ваше внимание.

Второе толкование. В послании апостола Павла к Галатам (5-я глава с 16-17 стих) говорится: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Это толкование находится уже в границах противопоставления плоти и духа. Дух животворит. Бог дает нам дух, плоть же не приносит никакой пользы, более того, она противится духу. Гармония человека была потеряна с грехом, который проник во всю человеческую природу, и плоть как бы стала выше вещей духовных. Здесь Господь и апостол Павел призывают нас к тому, чтобы мы задумались, что есть дух и вспомнили беседу с Никодимом, где Христос говорит, что  кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное. «Рожденный от плоти есть плоть, рожденный от духа есть дух». И мы, однажды родившись от Духа, должны сохранять его в себе, возрастать и укрепляться в нем.

Скажем об апостоле Петре, который здесь исповедует Христа Сыном Божиим. Возможно, он тоже до конца не понимал слов Учителя, однако исповедует Его, потому что чувствует Господа всей глубиной своего сердца.

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать