4 июня. Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну

4 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5,, ст. 27 - 32

 

27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

(Мф. V, 27-32)

 

Мы продолжаем слушать Нагорную проповедь Иисуса Христа, обращенную к Своим ученикам и народу. Если в предыдущем отрывке речь шла о грехе убийства и гнева на своего брата, то здесь говорится о других чувствах и страстях, которые естественно могут возникать в человеческом существе.

Во-первых, здесь частично рассматриваются брачные отношения, и Господь называет один из поводов, который может способствовать разрушению брачных уз, - это грех прелюбодения.

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Когда речь шла о гневе, то говорилось, что всякий, гневающийся на брата напрасно или имеющий в своем сердце гневливые помыслы, уже согрешает. То есть мысли и разум имеют огромное значение для жизни нашего сердца. С другой стороны, как пишут толкователи этого небольшого евангельского отрывка, из греческого текста следует, что человек осуждается за этот грех и потому, что сам возбуждает свои желания и хотения посредством глаз: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением».

Потому дальше Господь говорит: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя». Лучше быть увечным в Царствии Небесном, нежели иметь все члены, но при этом погибнуть и быть в геенне огненной. Уже иудейские раввины понимали, что многие пороки проистекают из наших физических чувств. В то время были, например, такие выражения: «Глаза и руки - вот кто преступают закон» или «Глаз и сердце - два пособника греха». Иногда говорили, что лучше человеку родиться слепым, нежели беспрестанно согрешать.  Конечно, речь идет не о буквальном понимании слов «вырвать глаз» или «отсечь руку», но о том, что необходимо постоянно следить за своими внутренними чувствами, эмоциями и переживаниями. Больший грех, если мы нарочно возбуждаем такие чувства посредством того, что нам дал Господь: зрения, слуха, обоняния и прочего.

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».  Разводное письмо давалось, когда супруги расставались. Древние установили, что это возможно быть, хотя муж и жена сочетались в единую плоть. С одной стороны, брачные отношения в Древнем Израиле были делом серьезным, и, кроме вины любодения, никакие разводные не давались. Но при этом была некая лазейка в Законе. В Книге Второзакония говорится: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Книга Второзаконие 24:1). Разные школы толкователей по-разному истолковывали этот текст. Под «противным» в жене некоторые раввины подразумевали даже, что, если идя по улице, ты увидел женщину, более привлекательную, чем твоя настоящая супруга, которая покажется тебе по этой причине «зело противная», то можешь дать ей разводную и развестись. Вроде бы супружеские отношения и были серьезным делом, но сама процедура иудейского развода была очень проста, поэтому разводные письма могли даваться легко и быстро. Кроме того, надо понимать, что женщина вообще не имела никаких прав в Древнем Израиле, и у мужчин,  как мы говорили, была молитва: «Благодарю Тебя, что я не язычник, не мытарь, не грешник и не женщина».

Когда приходит Господь, устанавливается совершенно иной порядок, и Он говорит, что если ты разводишься с женой, кроме вины прелюбодеяния (когда брак реально распадается, потому что нарушается его единство), тем самым ты подаешь ей повод для блуда. А кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. В чем это заключается? Хотя формально брак этой женщины расторгнут, но если тому не было веской причины к этому, ты как бы врываешься в область еще «действующего» брака, то есть того, которые не нарушен, и тем самым даешь повод к прелюбодейству. Мы не говорим здесь о брачных отношениях в Римской империи или Греции, где планка была гораздо ниже, чем в Древнем Израиле, и блуд был едва ли нормой жизни.

Христианский брак очень высок, и это оказывается новым идеалом для древнего мира. Женщина начинает обладать реальными правами. Апостол Павел говорит, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского,  ни женского пола, то есть сказано о равенстве полов в самом правильном понимании смысла. Господь приходит ради всех, и женщина занимает свое почетное место в семье, о чем много пишет апостол Павел. Если мы хотим познакомиться с представлениями о христианском понимании семейной жизни, то в первую очередь обращаемся к его посланиям и становится понятно, какие права даются женщине в христианстве.

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать