Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня в программе мы поговорим о тайне богооткровения Спасителя, но прежде – о жизненном выборе каждого человека.
«Поясните слова из Евангелия от Луки: Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу (Лк. 12, 58)».
Лилия
В данном евангельском отрывке Господь говорит о приближающемся Царствии Божием, войти в которое возможно только имея определенные взаимоотношения с Богом. И для кого-то эти отношения проявляются через договор или завет, а для иных – через суд. И человек призывается сделать правильный выбор.
Аллегория, которую применяет Спаситель в данном случае, была понятна всякому жителю Палестины. Система кредитования ничем не отличалась по сути от современной. Не имеющий средств занимал у более зажиточного человека под определенный процент, обязуясь отдавать деньги по частям, в определенное время.
В случае, если должник не выплачивал сумму, кредитор приводил его в суд, который выносил обвинительное заключение и помещал провинившегося в долговую яму, пока его родственники не отдавали долг за него. Безусловно, сам должник из заключения никак не мог выплатить нужную сумму, а потому всякий разумный человек прежде суда стремился договориться с кредитором о приемлемых условиях погашения долга.
Жизнь человека в данной притче представлена как дорога. Наш жизненный путь всегда сопряжен с тратой Божественных дарований (таких как вера, любовь, милосердие, таланты, время), о которых с нас обязательно спросится в преддверии вхождения в вечность. Но зачем нам дожидаться суда Божия, где факты будут не в нашу пользу? Не проще ли прийти к соглашению с Богом? Начать жить по его завету, исполняя Его заповеди, становясь не должником, а другом? Именно к этому призывает нас Спаситель в данной притче.
«Объясните пожалуйста, слова из Евангелия от Матфея: сказал Господь Господу моему: среди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Мф. 22, 44–46)».
Алексей
Для того чтобы подробнее поговорить о данных словах, нам стоит вспомнить их контекст:
41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
(Мф. 22, 41 –46)
Эти слова Спасителя действительно сложны для понимания. Но первое, на что падает взор читателя – это благоговейный страх и удивление окружавших Господа людей, а это были книжники и фарисеи.
Мы неоднократно читали, что Господь запрещал Своим ученикам провозглашать Его Христом до тех пор, пока Он не наставил их в том, что представляет из себя подлинное Царство Мессии. Нужно было радикально изменить их представление о земном Христе.
Самым распространенным титулом Мессии был титул «Сын Давидов». За этим скрывалось ожидание, что однажды явится великий потомок из рода Давида, который уничтожит врагов Израиля и поведет иудеев к завоеванию всех народов. О Христе обычно думали в чисто националистическом, политическом, военном плане, в свете силы и славы. В прочитанных словах Евангелия – еще одна попытка Спасителя изменить это представление.
Он спросил фарисеев, чьим Сыном, по их мнению, должен быть Христос. Ответ был такой, какой Он и ожидал: «Сын Давидов». Потом Господь процитировал 109-й псалом: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ( Пс. 109, 1).
Никто не отрицал, что данный псалом относиться ко Христу. «Сказал Господь Господу» – иными словами «сказал Бог Христу». И удивительно, что Давид уравнивает Бога и Христа, называя их одним словом – Господь. И если псалмопевец называет Христа Господом, и при этом Христос – Сын Давидов, возникает резонный вопрос: почему Давид называет своего сына своим Господом?
Из этого ясно вытекает, что Христа нельзя называть просто «Сын Давидов». Он не сын Давида; Он – Господь Давида. Мы не раз в Евангелии встречаем употребление этого титула по отношению к Господу Иисусу: И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30).
Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 8-9).
Но в этой беседе с фарисеями Спаситель как бы говорит: «Не достаточно называть Христа сыном Давида; не достаточно говорить о Нем как о потомке из рода Давида и как о земном победителе. Смотрите выше, потому что Христос – Господь Давида». О чем же конкретно говорил Господь этой цитатой из псалма пророка Давида?
Он мог под этим иметь в виду только одно: Его истинный титул – «Сын Божий». «Сын Давидов» – это неподходящее обозначение. И в таком случае о Христе надо говорить не как о победителе из рода Давида, а в терминах небесной и жертвенной любви. И здесь Господь дает величайшее и высочайшее откровение: Христос – не земной завоеватель, который повторит военные победы Давида, а Сын Божий, Который покажет всем любовь Божию на Кресте.
В тот день, конечно, лишь немногие поняли, что этим хотел сказать Спаситель. Но когда Господь произнес эти слова, даже самые черствые почувствовали дрожь в присутствии вечной тайны. В них возникло благоговейное чувство, что они услышали голос Божий и на момент увидели лицо Самого Бога в Иисусе Христе. Нам с вами, дорогие братья и сестры, дана прекрасная возможность ежедневно открывать для себя Божественную любовь и славу нашего Спасителя, лицом к лицу лицезрея Самого Богочеловека со страниц книг Священного Писания. Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!