31 мая. Еще не было на них Духа Святого

31 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 7, с 37 по 52 стих; глава 8, 12 стих.

 

37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

 

38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

 

39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

 

40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

 

41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

 

42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

 

43. Итак произошла о Нем распря в народе.

 

44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

 

45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

 

46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

 

47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

 

48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

 

49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.

 

50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

 

51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

 

52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

 

8: 12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

 

(Ин. VII, 37-52; VIII, 12)

 

 

Господь возглашает: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей». Вспомним Евангелие от Матфея, 5-ю главу: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», испытывающие жажду святости, жажду Бога, истины и настоящей жизни. Жаждут выйти из существования в ссылке, в которой все мы пребываем, к истинной, божественной жизни. О таких людях Господь и говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей, и напьется тот и все найдет во Мне». Христос является источником жизни для всех нас, источником правды, истины, силы, всего, что на самом деле нужно человеку.

 

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него /.../».  Во Христе мы получаем возможность принять благодать Духа Святого своим духом, который находится в нашем духовном сердце; здесь оно называется чревом, что указывает на внутреннее состояние человека. Именно там, внутри человека, происходит самое главное - доброе и злое. Как говорит Господь, от избытка сердца говорят уста - и плохое, и хорошее. «Царство Божие внутри вас есть» - Господь целенаправленно и четко указывает человеку, куда должно быть направлено его внимание: не вовне, а внутрь себя. Встреча с Богом происходит внутри человека. Бог есть Дух, и у человека есть дух - человек существо духовное. Именно духовное единение доступно человеку во Христе, а без Него невозможно. Возможность жить настоящей духовной жизнью мы получаем именно в Таинстве Крещения.

 

Здесь нам открывается, что крещение возможно для человека, когда у него есть жажда быть со Христом. Если жажды нет, тогда и жизни нет. Если рассмотреть это буквально, можно представить человека перед столом, полным яств, который не хочет ни есть, ни пить и равнодушно смотрит на все это, потому что он наполнен. Жажда -  это когда ты чувствуешь в себе недостаток, опустошенность, причем такую, что жить с этим невозможно. Как человек, который идет по пустыне и ни о чем другом, кроме глотка воды, думать не может, так и здесь: когда у человека есть жажда Богообщения, тогда он придет ко Христу и будет пить. Тогда в нем откроется источник рек воды живой, не в нем самом, но Бог придет в его сердце. Как говорил Господь: «Приду с Отцом, обитель в человеке сотворим».

 

Но «еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен». Господь умирает, воскресает и через сорок дней возносится, приводя человеческую природу к божественному достоинству, после этого людям становится доступна благодать Божия. Не потому что до этого Бог скрывал ее, но человеческая природа была еще неспособна принять Божественную благодать. В ветхозаветные времена были отдельные проявления благодати, так же и в апостолах, которые исцеляли болезни и прогоняли бесов. Чем как ни благодатью может быть вера в человеке. Но все это были единичные проявления, зачастую поверхностные, не способные переменить человека. Господь говорил, что Царство Божие подобно тому, как если женщина положила закваску и все это скисло в три меры муки. Святые отцы толкуют, что под тремя мерами имеются в виду дух, душа и тело, то есть весь состав человека. Закваской является благодать Божия, которая приходя в человека, заквашивает, меняет его природу: человек приходит из падшего состояния в нормальное, естественное и может прийти в состояние обожения. Все это происходит после того, как Дух Святой нисходит на апостолов после воскресения и вознесения Христа.

 

«Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк».  Слова, возвышенные, сильные и очень твердые, не могли не касаться сердец людей. Одни говорили, что это именно Тот пророк, о Котором говорил Моисей, или подобный кому-то из ветхозаветных пророков, то есть истинный служитель Божий. Кто-то из более чувствительных людей говорил, что это Христос, как это свидетельствовали и Его ученики.

 

«А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?» Видимо, фарисеи и подобные им начинают вспоминать: ведь Он галилеянин, из Назарета, а написано, что Христос должен родиться в Вифлееме. Когда мы читаем это сейчас, возникает вопрос: неужели сложно было спросить, где родился Иисус. Его детство прошло в Назарете, но свидетель того, где произошло Его рождение, всегда находился рядом: Пречистая Матерь могла точно сказать, когда и как это было. Тогда по повелению кесаря Августа проводилась перепись по всей Римской империи, и Она с Иосифом была вынуждена в те зимние, холодные дни прийти в Вифлеем, где и произошло рождение Спасителя мира.

 

Однако мы видим, что у врагов Христовых не было этого интереса, главное для них было остаться при своем мнении. Одним из таких средств и было выбрано мнение: ведь Он галилеянин, значит точно не Христос. Сказано было, что в Вифлееме родится величайший пророк, и находились те, кто оправдывали этим свое неверие; хотя чувствовали, что Христос говорит правду, но не желали этого принимать.

 

«Итак произошла о Нем распря в народе».  Эта распря происходит по сей день и будет идти до конца времен. Одни принимают слова Христовы, соглашаются с ними, и в итоге из их чрева текут реки воды живой, они становятся святыми богоносцами. Другие остаются при таком мнении: все это как-то непонятно, сомнительно, яви нам чудо, покажи знамение - до последнего стараются вилять, лишь бы не согласиться.

 

Далее служители приходят к первосвященникам, фарисеям, а те укоряют их: почему вы не привели Его, почему никто не возложил на Него рук и не взял в плен. Но даже слуги отвечают, что никто еще не говорил так, как Этот Человек, не было еще такого - пойдите и послушайте. Но это не нужно врагам Христовым, они не желают даже слушать, потому что не намерены разбираться, но хотят остаться при своем мнении. Иосиф Аримафейский и их собрат Никодим были учениками Христа , но раз другие начальники и первосвященники не поверили, это становится для них мерилом праведности. «Всяк человек есть ложь», - говорил пророк Давид.

 

Поверивший народ для фарисеев - необразованная и невоспитанная чернь, невежды, проклятые, которых не стоит и слушать. Они всех осудили, лишь себя считая хорошими, а раз хорошие, следовательно и верить ни в кого не будем.

 

Никодим пытался возвысить свой голос: «Ведь наш закон говорит, что надо встретиться с человеком, спросить, о чем он говорит». Но враги Христовы в своем большинстве не желали встречаться с Ним, заявляя, что Он точно лжец и грешник. Как после исцеления слепорожденного, фарисеи заставляют его свидетельствовать, что исцеливший его грешен, потому что сделал это в субботу. Рассуждают они так: мы не видели Того, Кто тебя исцелил, не знаем, откуда у Него такая сила, но точно знаем, что Он грешник, потому что мы так считаем. Слепорожденный ответил очень четко: «Я не знаю о каких-то Его проступках, но точно знаю, что грешников Бог не слушает, а лишь того, кто чтит волю Его». Однако такие факты врагам истины не нужны, а ложь всегда многоликая и пытается прятаться сама за себя.
 

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Можем задать себе вопрос: что значит ходить за Христом, что значит следовать за Ним. Следовать можно лишь за тем, с кем у тебя есть общие интересы, с кем ты заодно и вместе. Мы будем тогда пребывать в Божием свете, когда у нас с Господом будут одни интересы и когда воля будет схожая. Тогда мы не будем ходить во тьме, но будем иметь свет жизни.

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать