30 ноября. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители

30 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 16, ст. 1–9. 

 

16.1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

16.2. и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

16.3. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

16.4. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

16.5. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

16.6. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

16.7. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

16.8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

16.9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

(Лк. 16, 1–9)

 

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, содержит притчу, строки которой были обращены большей частью к бывшим мытарям и грешникам.

Современные Христу иудейские богачи проживали в Иерусалиме в собственных дворцах, устройством и роскошью напоминавших дворцы римских кесарей, а для летнего отдыха и увеселений устраивали еще и загородные дачи. Они владели тучными полями, засеваемыми пшеницей, а также виноградниками и садами масличных деревьев. Но главный доход им приносили торговля и промышленность.

Само собой разумеется, что они не могли лично вести всех своих сложных торговых дел и управлять всеми своими имениями. Подражая римским императорам, они имели своих доверенных агентов или управителей и приставников.

Получая от своего хозяина только общие инструкции относительно цен на товары или арендной платы за сады и поля, управители сами отдавали в аренду бедным жителям поля и виноградники; сами заключали контракты с арендаторами и хранили эти контракты у себя; сами же вели торговлю.

Хозяин назначал известную арендную плату за свои сады, виноградники и поля, но управитель сдавал их дороже и излишек обращал в свою пользу; кроме того, арендаторы платили обыкновенно аренду не деньгами, а продуктами, управитель продавал их и представлял наличные деньги своему господину.

Обращаясь к своему управителю, расточающему имение, господин говорит: дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять (Лк. 16, 2). Управитель, понимая, что после увольнения ему предстоит или стать чернорабочим, или просить милостыню, все же находит выход из положения, вспоминая об арендаторах, которых он притеснял. Призывая каждого из этих арендаторов порознь, управитель предлагает им переписать их арендные расписки, уменьшая суммы долгов на пятьдесят процентов и на двадцать процентов, прощая им только те излишки арендной платы, которые выторговал у них в свою пользу.

Преподобный Иустин (Попович) замечает: «Бог как Господин и Владетель делает расчет, требует отчета: Дай отчет в управлении твоем, т. е. как ты управлял своим телом и душой, как относился к другим людям и к миру вообще, как ты распоряжался в доме своего тела и своей души, как ты относился к душам других людей».

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8). Если бы каждый христианин проявлял такие же усердие и изобретательность в своем стремлении достичь праведности, какие проявляет мирянин в своем стремлении обеспечить свое благосостояние и комфорт, то он смог бы уже в этой жизни стать ближе к Царствию Божию.

Господь наставляет: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16, 9).

Александр Павлович Лопухин пишет: «Богатство Господь называет “неправедным”» не потому, что оно было приобретено неправедными путями, такое богатство по закону должно быть возвращено как украденное, а потому, что оно суетно, обманчиво, скоропреходяще и часто делает человека любостяжательным, скупцом, забывающим о своей обязанности благотворить своим ближним, и служит большим препятствием на пути достижения Царства Небесного».

Единственным разумным употреблением богатства является использование его для помощи нуждающимся, на всевозможные добрые дела, дабы таким образом сделать его средством к приобретению себе Царствия Небесного.

Богатство накладывает на человека большую ответственность: человек, использовавший свое состояние для того, чтобы помочь своим ближним, находится на правильном пути, потому что добрые дела, совершенные посредством использования своего богатства, всегда остаются с человеком, служа к его оправданию и приводя к вечной жизни.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы