Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 12 - 15.
12. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14. и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
15. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
(Лк. 14, 12 – 15)
Слова, о которых евангелист Лука повествует в сегодняшнем евангельском чтении, были сказаны Господом в доме фарисея в субботний день. На ужине в доме помимо семьи хозяина присутствовали и приглашенные гости. Господь, заметив, что каждый из гостей старался занять лучшее место, поближе к хозяину дома, обратился к ним с притчей о важном госте, которого хозяин может посадить ближе к себе, попросив уступить место, что может привести в смущение занявшего это место ранее. Этими слова Христос учил гостей мудрости смирения.
Затем, воздавая почесть хозяину дома, обратился и к нему. Господь обращает внимание на то, что все гости, приглашенные на этот пир, являются родственниками, друзьями и богатыми соседями хозяина, от которых он вправе ожидать взаимного приглашения, чтобы быть в расчете. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь (Лк. 14, 13), то есть тех, кто не может отплатить тем же, но за которых Бог воздаст в будущей вечной жизни. Зная, что фарисеи обычно гнушались таких людей, Христос научает хозяина дома смотреть на трапезу как на доброе дело, которое может иметь нравственную ценность. Тем самым Он не воспрещает дружеские и родственные отношения, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Однако предупреждает, что за добрые дела по отношению к тем, кто не остается за это в долгу, награда будет получена уже здесь, на земле, а потому рассчитывать на награду в будущей жизни за такие добрые дела нельзя; поступающий так собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Творящий же добро тем, от которых не может получить воздаяния, как бы дает взаймы Богу, Который, конечно, не остается у человека в долгу.
Святитель Феофан Затворник отмечает: «В указании кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В нагорной беседе о всех богоугодных делах — молитве, посте, милостыне — Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно».
Словами сегодняшнего евангельского чтения Господь призывает нас обратить внимание и на мотивы нашей щедрости: одни дают из чувства долга или обязанности. Другие – из личного расчета, сознательно или не сознательно смотря на свои даяния как на капиталовложение. Но такой дар не имеет ничего общего с щедростью и милосердием, являясь лишь проявлением рассудочного эгоизма.
Иные дают из чувства превосходства, для удовлетворения собственного тщеславия и чувства власти над людьми. Иные же дают потому, что не могут не давать. Это и есть единственно правильный дар. Закон Царствия Божия гласит: человек, дающий с целью получить вознаграждение, не получит его; но человек, дающий без всякой мысли о вознаграждении, будет достойно вознагражден. Искренним является лишь дар, происходящий от неудержимого порыва любви.
Как поясняет Александр Павлович Лопухин, «гоняясь за земной оценкой своих действий, хотя бы и хороших, люди теряют право на получение небесной награды. С этой точки зрения действительно опасно, когда за каждое наше хорошее дело мы будем находить себе награду на земле и принимать эти награды: мы, так сказать, получим свое, и на другое, высшее, рассчитывать не можем».
Господь, дорогие братья и сестры, призывает нас к всецелой и несравненной щедрости. Самое важное – это благодеяние без всякой надежды на воздаяние, чтобы мы научились любить, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Вопросы веры. 25 апреля 2024. Новости Пензенской митрополии
У книжной полки. Простые чудеса
«Православный на всю голову!». Письма к Богу
Библейские крылатые выражения. Ищите и обрящете
Благая часть. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!