30 мая. Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

30 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 21, с 15 по 25 стих. 

 

15. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

 

16. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

 

17. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

 

18. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

 

19. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

 

20. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

 

21. Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

 

22. Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

 

23. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

 

24. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

 

25. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

 

(Ин. XXI, 15-25)

 

 

Господь после воскресения явился Своим ученикам и в течение сорока дней пребывал с ними: учил, что делать, напоминал о сказанном.

 

Все мы знаем, что апостол Петр, испугавшись в какой-то момент, сдался. Когда Господь предупреждал учеников, что все они оставят Его, Петр возвещал: «Если и все Тебя, Господи, оставят, я не оставлю Тебя никогда, пойду с Тобой на смерть. Я настолько люблю Тебя, что для меня все решено. Весь мир неважен для меня, пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел».  И сейчас Господь обращается к нему «Симон Ионин», не называет Петром, потому что Петр означает «камень» - это непоколебимая вера во Христа, связь со Христом. Камень, на котором все основывается, -  Сам Господь Спаситель. Истинная, правильная вера в Него, живое единение с Ним дает каждому человеку возможность быть частью этого камня - Церкви Христовой. Петр же отпал от Него через предательство.

 

Господь обращается к нему: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Таким образом напоминает ему тот вечер, когда Петр буквально клялся, что если и все отрекутся, то он никогда; иными словами, говорил, что у него больше любви к Учителю, чем у других. Любовь дает людям возможность пребывать вместе, а когда ее нет, все шатко и в итоге рассыпается. Потому Спаситель и спрашивает, есть ли в нем такая любовь.

 

Дальше мы видим реакцию Петра, которая характеризует его как человека очень искреннего, честного и прямого. Он отлично понимал, что к нему есть претензии, и ему было очень больно и стыдно за то, что произошло. Предание говорит, что у апостола Петра были красные глаза, потому что каждое утро, услышав пение петуха, он вспоминал о своем падении и заливался горючими слезами. И здесь ему тяжело слышать напоминание о том, что произошло, из уст Учителя, Которому он несомненно рад. Конечно, для Петра счастье, что он находится рядом с Ним, что его не прогнали. Другие ученики поступили не лучше, но они хотя бы не гордились и не заявляли ничего, но Петр сказал и не выполнил. Когда Христос вновь спрашивает, то другой, наверное, стал бы пытаться подстраиваться: говорить, что, наверное, любви у меня к Тебе нет, раз я так низко поступил. Но в Петре была любовь ко Христу. Нельзя было сказать, что он любит больше всех: жизнь показала это, но  его любовь не убыла, и он от нее не отрекается - в этом его честность и бесстрашие.

 

Петр свидетельствует об этой любви: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Ты видишь мое сердце. Да, я пал, но я не перестал Тебя любить». И Господь отвечает ему: «Паси агнцев Моих». Сначала говорит паси агнцев, потом - овец . Отцы-толкователи поясняют, что агнцы - это ягнята. То есть: паси детей, тех, кто еще слаб и несовершенен в вере. Принимай их, относись к ним ласково, как пастырь.

 

Далее Господь вновь спрашивает: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» «Да, - отвечает Петр, - Ты знаешь, что люблю Тебя».  Иисус говорит ему: паси овец Моих, то есть паси взрослых овец, то есть людей, уже выросших в вере, способных принимать твердую духовную пищу. Иными словами, паси всех, к каждому человеку относись тщательно, со вниманием, будь Моим соработником. Господь вновь приглашает его быть Своим апостолом, как бы говоря: пусть любовь твоя будет тебе помощником и постоянно напоминает тебе, что сам по себе ты слаб, но со Мной сможешь пасти овец Моих.

 

И опять спрашивает его Господь: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?» Для чего Он спрашивает в третий раз? Видимо, для того, чтобы Петр опечалился. Это тоже важный момент - промыслительная печаль послана здесь Петру, чтобы опечалившись, он вновь не впал в грех какого-то тщеславия. Вполне возможно подумать: если Христос трижды спрашивает меня о любви и снова доверяет быть апостолом, значит я, действительно, не так уж и плох. Господь не дает Петру споткнуться на этом, не допускает снова думать о себе высоко. Петру горько думать, что Учитель не верит ему, но все же он не останавливается, не ставит под сомнению свою любовь: «Учитель, Ты знаешь, что со Мной. Пусть будет так, как Ты решишь: захочешь - изгони меня, захочешь - оставь с Собой, но я люблю Тебя, и это то, что наполняет меня». И Христос вновь доверяет ему: «Паси овец Моих».

 

 «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога». Петра распяли, причем он попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным принять такую же смерть, как и Учитель. Для Петра это был пик его христианской мученической жизни, исполнение его желаний. Из чего это можно заключить? Когда человек в чем-то раскаивается, он желает изменить ситуацию. Чувствуя вину, он жаждет пострадать, лишь бы этого не было: пусть я приму скорбь, но чтобы эта ситуация исправилась и загладилась. Мы можем предположить, что когда Петр видел Своего Учителя распинаемым, он желал быть распят вместе с Ним. Ему было очень стыдно и больно, да и сил не находилось, но желание пострадать за Христа, конечно, было  в нем. В этом и состоит любовь - желание принять смерть за того, кого любишь. И Господь говорит ему: «Да, ты будешь этим награжден, это будет дано тебе за твою любовь и за твои труды».

 

Потом Петр оборачивается и видит апостола Иоанна (здесь речь идет о нем), о котором знает, что тот был любимым учеником Иисуса Христа и тоже достоин какой-то награды. И Петр спрашивает о нем: «Господи! а он что?» То есть: какой смертью он прославит Тебя? Однако Спаситель останавливает, говоря, что знать это не дело Петра, Иоанн будет выполнять свои задания, ему будет дан свой крест. Даже если он будет жив, пока Я не приду судить мир, что тебе до этого, все в Моей воле. Это очень важные слова, которые учат нас внимательно относиться в первую очередь к своей жизни, а не решать судьбы других людей. Мы должны в жизни быть примером для людей, а все остальное в руках Божиих. Но эти слова Спасителя были восприняты учениками как то, что будто бы апостол Иоанн не умрет. Сам евангелист Иоанн подчеркивает, что такого не было, Учитель лишь сказал, что если бы захотел этого, так бы оно и было, и что тебе, Петр, с того.

 

«Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь». Слова о том, что мир не вместил бы этих книг не преувеличение. Если мы говорим о Христе как о Боге, что можно знать о всех делах Божиих? Если перечислять все, что Он делает как Творец, сможет ли Вселенная вместить перепись всех этих событий. Конечно же, нет.

 

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно по одной или по две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами!

 

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать