30 июля. Сын Человеческий предан будет

30 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 17 - 28

 

17. И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19. и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26. но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Мф. 20, 17-28)

 

Господь уже в третий раз предупреждает Своих учеников о том, что идет навстречу страданиям. Но здесь совершается странный и, может быть, даже неуместный диалог. Мать сыновей Зеведеевых (Иакова и Иоанна) подходит ко Христу и говорит, что хочет, чтобы ее сыновья в Царствии сели один по правую, другой по левую сторону от Него. Этот вопрос, конечно, мог поразить и вызвать у других учеников возмущение: почему, какое она имеет право, ведь все мы равные ученики и хотим быть по левую и правую сторону в Царстве, которое установит любимый Учитель.

Это событие в очередной раз показывает, что ученики до сих пор не имели никакого представления и понимания, что есть Царство и какое Царство пришел установить Христос. Здесь говорится о некоем честолюбии: они тоже были поражены желанием кем-то властвовать и командовать, тоже хотели, исходя из своих земных представлений, иметь и некие блага здесь и быть в Царстве, которое установит Господь, притом без всякой жертвы с их стороны.

Каждый христианин должен понимать, что подлинное величие, как объясняет Господь, заключается не в господстве, но в служении, более того - за величие всегда нужно платить. Случившееся говорит как бы не в пользу учеников, но в этом их обращении ко Христу и общении с Ним можно увидеть и другие качества. В первую очередь, это непреодолимая вера во Христа: сколько раз Господь говорит ученикам, что Ему предстоит претерпеть в будущем, о кресте и об их участи: жизни, страданиях и скорбях, какие они будут переживать, о том, что им придется испить ту же чашу, что и Ему, но они продолжают верить в Царство. Нам следует удивиться этой вере: даже когда над Христом сгущались сумерки, ученики оставались верными и преданными Ему, в их сердцах пребывала уверенность в том, что в конечном итоге Он всех победит.

Также здесь надо отметить непоколебимую верность учеников: даже когда было сказано, что впереди их ждет горькая чаша, они не отступили от Христа, были полностью готовы принять эти страдания. Мы можем легко осудить учеников за споры о первенстве, но, с другой стороны, всегда должны помнить их веру и верность, лежавшие в основе их честолюбия. И даже если они хотели и ждали, что будут первыми в Царстве, которое установит Христос, при этом оставались верными Ему до конца. Каково же было разочарование учеников, как они почувствовали предательство, совершенное Иудой: некоторые из них разбежались, другие остались преданными Христу до самого конца.

Этот отрывок в то же время проливает свет на жизнь каждого христианина. Господь говорит: « Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем». Что это была за чаша? Это была чаша страданий. У Иакова и Иоанна жизненные пути были совершенно различными и последствия их преданности Христу тоже оказались разными. Если Иаков был первым из апостолов, который умер мученической смертью (об этом мы можем прочитать в 12-й главе Деяний Апостольских), то апостол Иоанн прожил свою жизнь до конца, по свидетельству Предания практически сто лет. Если у Иакова жизненная чаша была мученической и такой же была его смерть, то для Иоанна жизненной чашей было преодоление многочисленных скорбей, назидание на протяжении многих лет Церкви Христовой, постоянная борьба и тревога за ее чистоту. Поэтому совершенно ошибочно считать, что чаша христианина - это короткая и острая мученическая борьба. Чаша вполне может быть долгой и проходить в повседневной, будничной жизни со всеми ее каждодневными жертвами и преодолением препятствий (в первую очередь, самого себя), с горем, слезами и разочарованиями. Поэтому испить чашу, о которой говорит Господь, - значит следовать за Христом, куда бы Он нас ни повел и быть похожим на Него в любой ситуации, в которую нас поставит жизнь.

Господь, услышав, что говорят ученики, не проникся к ним яростью, но с нежностью, сочувствием и любовью пытается объяснить им истину. Она заключается в том, чем и завершается этот евангельский отрывок: чтобы быть первым, нужно стать последним, и кто был последним, тот станет первым, потому как и Сам Господь пришел в этот мир послужить и душу Свою положить за искупление многих.

Храни вас Господь!

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать