Аудио |
|
Скачать .mp3 |
16.15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16.16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
16.17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
16.18. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
17.1. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;
17.2. лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.
17.3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
17.4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.
(Лк. 16, 15–18; 17, 1–4)
В числе слушателей рассказанной Господом притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые смеялись над Христом, призывающим к нестяжательности. Они говорили себе, что закон иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Но в ответ Господь сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16, 15).
Праведность книжников и фарисеев характеризовалась лишь внешним исполнением требований и предписаний закона, притом главным образом мелочных; и поэтому праведность эта уживалась в их сердцах с самомнением, надменностью, без духа смирения и кроткой любви, и была наружной и лицемерной; под личиной ее могли гнездиться разные пороки и страсти, в чем Христос Спаситель неоднократно и с силою обличал их.
Блаженный Феофилакт пишет: «Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что Бог знает сердца ваши и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе».
Желая донести до слушающих мысль о том, что если до Иоанна Крестителя люди могли спасаться точным исполнением требований всех ветхозаветных законов, то со времени пришествия Христа для вступления в Царство Божие недостаточно праведности, основанной на законах и пророках, Спаситель замечает: Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк. 16, 16–17).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Господь утверждает… великое значение закона и пророков… которые подготавливали иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе».
Предупредив о соблазнах, которые могут выпасть на долю Его последователей со стороны других людей, Господь также внушает им, что и они сами могут подать другим повод к соблазну, если не будут любить и прощать согрешающих против них ближних. Христос наставляет: Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17, 3–4). Под этими словами следует понимать многократное прощение, то есть Господь призывает прощать ближнему согрешения бесчисленное множество раз.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский замечает: «Спасение твое в твоих руках, в твоей власти, человек. Будешь прощать другим обиды, погрешности, и тебе прощены будут твои грехи, и ты со своими частыми прошениями у Бога, не отойдешь никогда от Него бедным, и будешь сподобляться от Него великих и богатых милостей. Ты простишь не многие грехи ближнему, сравнительно с твоими грехами перед Богом, а тебе Бог простит бесчисленные прегрешения».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, учат нас тому, что исполнение заповедей Божиих, покаяние, исправление своей греховной жизни, прощение прегрешений нашим ближним и являются тем усилием, которое способствует вхождению в Царствие Божие!
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Плод веры. Заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк
Благая часть. 23 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!