3 мая. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня

3 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 5, с 1 по 15 стих.

 

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

 

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

 

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

 

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

 

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

 

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

 

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

 

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

 

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

 

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

 

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

 

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

 

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

 

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

 

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

(Ин. 5, 1-15)

 

 

В праздник иудейский Господь приходит в Иерусалим. Будучи иудеем по своему рождению, Он выполняет обычаи Своего народа. То есть все попытки фарисеев обвинить Его в нарушении закона и непочитании народных обычаев тщетны, потому что такого никогда не было. Господь здесь показывает пример, что все религиозные события и праздники должны быть днями священными. В эти дни мы должны оставить все свои дела и объединиться в храме Божием вокруг богослужения, вознести свои умы и сердца к Богу.

 

В Иерусалиме у Овечьих ворот есть купальня, называемая по-еврейски Вифезда, что в переводе означает дом милосердия. Что за Овечьи ворота? Ветхозаветное богослужение состояло из разных событий, одним из которых было жертвоприношение, когда определенных животных закалывали установленным образом и приносили во всесожжение в жертву Богу за грехи народа. Видимо, то место, через которое заводились агнцы, и называлось «Овечьи ворота». Так как для заклания животных нужна была вода, рядом была купальня, которая изначально использовалась как раз для хранения воды. Но в определенный момент люди стали замечать чудесное событие: периодически вода возмущается, то есть начинается движение, бурление воды, и человек, который опускается в воду в этот момент, исцеляется от всех своих болезней. Так Ангел Господень по воле Божией оказывал милосердие людям. Поэтому там были  построены пять крытых ходов, галереи, навесы, куда со всех сторон приходили больные: как говорит евангелист Иоанн: «Великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды». Нужно заметить, что получал исцеление только тот, кто первым входил в воду. Как часто это происходило? Если бы это событие случалось раз в год, люди приходили бы именно к этому времени. Но, видимо,  это бывало чаще, поскольку сказано, что все было заполнено и самими больными, и их родственниками и друзьями -  теми, кто мог бы им поспособствовать.

 

«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет» - это очень важная подробность. В те времена люди жили не так много: войны, болезни - много чего могло случиться, когда человек не мог выздороветь и умирал. 38 лет – это б`ольшая часть жизни, и все это время человек находился в болезни и страдании. Болезнь заключалась в том, что он был парализован, но, видимо, частично, поскольку был один, но как-то смог добраться до места. Не нашлось никого, кто мог бы ему помочь - это тоже очень важная подробность. К сожалению, таково наше человеческое общество. Все мы, с одной стороны, понимаем, что надо любить друг друга, помогать, но очень часто рядом не находится настоящего ближнего, - того, кто бы мог помочь. И так человек находится в болезни 38 лет и, тем не менее, терпеливо ждет, что, возможно, и его коснется исцеление. Он понимает, что не может спуститься вперед всех к воде, но надеется, что найдется человек, который пожалеет его и поможет.

 

Святой преподобный Никодим Святогорец в «Невидимой брани» говорит, что часто Бог попускает человеку болезнь для его блага: например, желая научить человека терпению; также в болезни можно научиться смирению, упованию на Бога, хорошему отношению со своими близкими. Когда ты болеешь, то понимаешь, что зависишь от кого-то и больше не можешь быть наглым и дерзким. Все это хорошо смиряет человека и благотворно влияет на его душу. Болея, человек начинает молиться; когда уже устанет от болезни, начинает искать объяснения: почему так произошло и для чего Бог ему это дал. Он начинает просить у Бога помощи: исцеления или укрепления сил, чтобы эту болезнь провести с пользой для себя.

 

Так и этот человек за 38 лет болезни много чего хорошего сформировал в своей душе, поэтому Господь и приходит к нему. «Узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» Казалось бы, ответ очевиден: «Ну, конечно же, хочу». Но больной отвечает ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». То есть, он хочет исцеления, но понимает, его желания недостаточно. Это очень важное состояние, потому что порой мы не молимся Богу, а требуем: «Господи сделай так, а так не делай, вот это у меня убери». Как говорил святитель Феофан Затворник: «Мы Богу диктуем свою волю». Человек забывает, что Бог -  Творец и знает о его нужде прежде прошения. Так позаботься, чтобы твоя молитва была смиренной просьбой, а не дерзким требованием.

 

Этот больной был смирившимся, поэтому Господь говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». То есть бери то, на чем ты здесь лежишь, хватит болеть. Больной тотчас выздоровел, взял свою постель и пошел. Вот первая половина этой истории. Смирение и терпение – это очень важные состояния. Здесь также важно милосердие Божие: Господь жалеет человека, жалеет и потому исцеляет его.

 

Был день субботний. Иудеи, увидев человека, несущего свои вещи, сразу стали его обвинять (видимо, среди них были и фарисеи): «Что же ты делаешь, в субботу нельзя носить постель, это труд, который запрещен законодательством». Исцеленный оправдывает свой поступок так: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Я ему доверяю, потому что Он меня исцелил. Он, наверное, разбирается». Его спросили: «Кто Тот человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» —«Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте».

 

Потом происходит ситуация, которую сложно объяснить. Господь встречает исцеленного в храме и говорит: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Господь указывает, что причиной его паралича были грехи и нераскаянная жизнь. Видимо, не было у этого человека внутреннего раскаяния, или его оскорбило указание на внутренние болезни: внешне он был здоров, а внутренняя болезнь его не прошла. Мы это видим из того, что после всего он пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. То есть сказал: «Вот, кто меня научил нарушать закон, вот, кто преступник, идите и берите Его». Здесь мы видим состояние неблагодарности.

 

Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Михаил Белов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать