Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 20 - 26
20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Мф. V, 20-26)
Сегодня мы слышим продолжение Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, обращенной к ученикам и народу; ей посвящена вся V глава.
Мы знаем древнюю заповедь из Декалога Моисея «не убей, а кто убьет, тот подлежит суду», но Господь расширяет ее, и в ней открывается нечто иное. Христос говорит, что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». Он говорит, что грех не только совершить убийство, но даже мысль о нем есть грех: мысли имеют такое же важное значение, как и деяние. Важно не только не согрешить, но и не возжелать совершить грех. Здесь открывается новое представление о грехе и о страсти как таковой. Грех может и не происходить в нашей жизни, но в сердце могут жить и бурлить страсти, производя всяческие желания и похоти.
Господь говорит, что человек будет судим не только по своим делам, но и по желаниям, которые могли и не проявляться в поступках. Эта мысль хорошо раскрывается в трудах святых отцов, где речь идет о грехе и страсти. Существует выражение, что каждый из нас может быть потенциальным убийцей, прелюбодеем или иным грешником, потому что гнев в нашем сердце может доходить до того, что мы готовы просто растерзать кого-то. И этот гнев, раздражение, всякое скверное пожелание осуждаются Богом.
Почему все эти представления так сложны для человеческого сознания и всего мира? Потому что мир не судит человека за его мысли. Хороший человек – это тот, кто совершает хорошие поступки, плохой - кто совершает поступки плохие. Все очень понятно, просто и логично. Но Господь говорит иное: очень большое значение имеют наши мысли, то, как мы думаем. Вернусь здесь к словам Христа, сказанным ранее, в 20-м стихе: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Слово фарисей стало синонимичным слову лицемер, это человек, внешне праведный и выполняющий различные предписания закона, но внутренне далекий от Бога.
Господь говорит: «Как вы можете любить Бога и ненавидеть ближнего? Это абсурд». Он открывает человеку неизведанную плоскость: наши мысли имеют огромное значение для нашего спасения. Внешне мы можем казаться хорошими и добрыми, и мир будет считать нас такими. Но если я всех ненавижу, готов растерзать, убить или это связано с другими страстями: похотью, сребролюбием, завистью, то я и близко не иду тем путем, который пытаюсь изобразить внешне и моя добродетель никак не являет правду. Поэтому Господь обращает наше внимание на то, что мы должны хранить разум в чистоте и трезвении. Духовная трезвость принципиальна для всех нас, потому что разум - это привязь, которая держит страсти в узде. Если разум помутнен, тогда страсти рассыплются по всему нашему человеческому естеству и нас будет не собрать.
В 23-м стихе Христос приводит такой образ: «Если ты идешь к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой держит на тебя что-то злое, оставь этот дар и беги примирись со своим братом». Он открывает здесь фундаментальный факт: если мы не примиримся с людьми, то не сможем примириться с Богом. Этот принцип действует всегда: любовь к Богу выражается в любви к ближнему.
Господь говорит даже не о том, что если держишь что-то против брата, пойди и извинись перед ним, но если брат твой держит что-то на тебя - иди и примирись с ним скорее.
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». Такая ситуация, когда двое идут на суд вместе, возможна, если кто-то был пойман с поличным. Человек в этом примере - а это обращено к каждому из нас - находится в очень плачевном состоянии: его все равно бросят в темницу. Так примирись быстрее с соперником, иначе будешь сидеть там, «пока не отдашь до последнего кодранта». И как ты вообще сделаешь это, если будешь в заключении?
В сегодняшнем евангельском отрывке Господь говорит нам, что прежде всего мы должны смотреть за своими чувствами, своим разумом и стараться скорее примириться с ближним, иначе никогда не дождемся примирения с Богом.
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!