3 июня. Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду

3 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 20 - 26

 

20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.

23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

(Мф. V, 20-26)

 

Сегодня мы слышим продолжение Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, обращенной к ученикам и народу; ей посвящена вся V глава.

Мы знаем древнюю заповедь из Декалога Моисея «не убей, а кто убьет, тот подлежит суду», но Господь расширяет ее, и в ней открывается нечто иное. Христос говорит, что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». Он говорит, что грех не только совершить убийство, но даже мысль о нем есть грех: мысли имеют такое же важное значение, как и деяние. Важно не только не согрешить, но и не возжелать совершить грех. Здесь открывается новое представление о грехе и о страсти как таковой. Грех  может и не происходить в нашей жизни, но в сердце могут жить и бурлить страсти, производя всяческие желания и похоти.

Господь говорит, что человек будет судим не только по своим делам, но и по желаниям, которые могли и не проявляться в поступках. Эта мысль хорошо раскрывается в трудах святых отцов, где речь идет о грехе и страсти. Существует выражение, что каждый из нас может быть потенциальным убийцей, прелюбодеем или иным грешником, потому что гнев в нашем сердце может доходить до того, что мы готовы просто растерзать кого-то. И этот гнев, раздражение, всякое скверное пожелание осуждаются Богом.

Почему все эти представления так сложны для человеческого сознания и всего мира? Потому что мир не судит человека за его мысли. Хороший человек – это тот, кто совершает хорошие поступки, плохой -  кто совершает поступки плохие. Все очень понятно, просто и логично. Но Господь говорит иное: очень большое значение имеют наши мысли, то, как мы думаем. Вернусь здесь к словам Христа, сказанным ранее, в 20-м стихе: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Слово фарисей стало синонимичным слову лицемер, это человек, внешне праведный и выполняющий различные предписания закона, но внутренне далекий от Бога.

Господь говорит: «Как вы можете любить Бога и ненавидеть ближнего? Это абсурд». Он открывает человеку неизведанную плоскость: наши мысли имеют огромное значение для нашего спасения. Внешне мы можем казаться хорошими и добрыми, и мир будет считать нас такими. Но если я всех ненавижу, готов растерзать, убить или это связано с другими страстями: похотью, сребролюбием, завистью, то я и близко не иду тем путем, который пытаюсь изобразить внешне и моя добродетель никак не являет правду. Поэтому Господь обращает наше внимание на то,  что мы должны хранить разум в чистоте и трезвении. Духовная трезвость принципиальна для всех нас, потому что разум - это привязь, которая держит страсти в узде. Если разум помутнен, тогда  страсти рассыплются по всему нашему человеческому естеству и нас будет не собрать.

В 23-м стихе Христос приводит такой образ: «Если ты идешь к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой держит на тебя что-то злое, оставь этот дар и беги примирись со своим братом».  Он открывает здесь фундаментальный факт: если мы не примиримся с людьми, то не сможем примириться с Богом. Этот принцип действует всегда: любовь к Богу выражается в любви к ближнему.

Господь говорит даже не о том, что если держишь что-то против брата, пойди и извинись перед ним, но если брат твой держит что-то на тебя - иди и примирись с ним скорее.

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». Такая ситуация, когда двое идут на суд вместе, возможна, если кто-то был пойман с поличным. Человек в этом примере - а это обращено к каждому из нас - находится в очень плачевном состоянии: его все равно бросят в темницу. Так примирись быстрее с соперником, иначе будешь сидеть там, «пока не отдашь до последнего кодранта». И как ты вообще сделаешь это, если будешь в заключении?

В сегодняшнем евангельском отрывке Господь говорит нам, что прежде всего мы должны смотреть за своими чувствами, своим разумом и стараться скорее примириться с ближним, иначе никогда не дождемся примирения с Богом.

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать