3 июля. Вот, вышел сеятель сеять

3 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 3 - 9

3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;

4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;

7. иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

8. иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9. Кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. 13, 3-9)

 

Сегодняшний отрывок - это хорошо известная евангельская притча о сеятеле. В последующих стихах тринадцатой главы Господь Сам предлагает ее толкование, это очень глубокий и одновременно очень ясный образ.

Притча - жанр, который Господь довольно часто использует в Своей речи и который неоднократно встречается во всем Священном Писании. Самое простое определение, которое можно дать притче, - это земная история с небесным смыслом. Большая ее ценность состоит в том, что она побуждает людей самих открывать истину и дает им такую способность. Притча словно бы обращается к человеку с вопросом: «Какая истина здесь заключена? Что она говорит тебе? Подумай и реши для себя?»

С одной стороны, притча открывает истину тому, кто ее ищет, но, с другой, закрыта от человека ленивого. Потому, для того чтобы понять, какой смысл сокрыт в той или иной притче, нам надо размышлять и думать над ней.

Все притчи, произнесенные Христом, выражены в устной форме: люди слушали их, а не читали, и в этом принципиальное различие. Устная притча должна была сразу впечатлять людей, так как не было возможности длительного ее изучения. Это некий образ, который должен тотчас явить слушающим подлинный смысл, подобно тому, как молния освещает ночь.

Когда мы обращаемся к евангельским притчам Христа, надо учитывать два момента. С одной  стороны, мы должны понимать всевозможные детали, которые употребляются в них, чтобы понять быт Палестины того времени, потому что образы притч были взяты из очень простых бытовых ситуаций и сюжетов того времени. Поэтому, для того чтобы глубоко проникнуть в суть, надо погрузиться в то время и рассмотреть мелкие детали, дающие более глубокое понимание происходящего.

С другой стороны, мы должны понимать, что в притче всегда заложена одна идея. Надо четко разделять притчу и аллегорию. Аллегория - это рассказ, где самая мелкая деталь имеет внутренний смысл. Ее надо читать, разбираться в ней, но не слушать. Притчу просто слушают - и сразу же представляется некая ясная картина, ясный ответ на то, что пытается донести до нас Господь.

Приступая к изучению притч в целом и сегодняшней в частности, мы должны иметь в виду эти замечания, чтобы еще глубже и яснее открыть для себя смысл евангельского рассказа.

Мы помним, что Христос выходит из синагоги, садится на берегу, потом входит в лодочку, отплывает и с этой небольшой лодки, как с трибуны, рассказывает эту притчу. Возможно, где-то на соседнем холме Он увидел человека, вышедшего сеять, и, взяв ясный образ сеятеля, которого хорошо видели все собравшиеся, начал говорить: «Вот, вышел сеятель сеять…»

Как толкует Сам Христос, сеятель - это Бог, семя - слово Божие, а почва, в которую оно попадает, не что иное, как наше сердце. От того, как наше сердце воспринимает слово Божие и в каком состоянии оно находится, зависит действие на нас слова Божия: будет оно прорастать или же погибнет в нашем сердце.

Господь выделяет несколько типов «почвы». Поля Палестины по своей форме представляли достаточно длинные и узкие полоски земли, между ними находилась межа, тропинка, по которой ходили люди. В первом случае семя попадает на такую дорожку и либо оказывается затоптанным, либо птицы склевывают семена. Здесь Христос говорит о том, что сердце человека может представлять собой такую затоптанную землю, в которую ничто не может проникнуть. Сколько бы сеятель не сеял, здесь ничего не прорастет и так или иначе пропадет. К сожалению, бывает и такое сердце - грубое, дебелое - которое ничего не желает воспринимать.

Второй случай - семя попадает на каменистую землю. Не стоит думать, что это земля, где много камней. Типичные для Палестины почвы - очень тонкий слой земли, покрывающий скалистый грунт. Понятно, что такой слой быстро прогревается солнцем, и попавшее в него семечко очень быстро прорастает, но корни не имеют возможности прорастать вглубь: упираются в скалистый грунт и тут же погибают. Глубины почвы недостаточно для того, чтобы семена могли найти питательные вещества и влагу, и они погибают. Таким может быть и человеческое сердце: оно может легко принять истину, но потом, по причине нежелания глубоко разобраться в том, что воспринято, семя слова Божия так и не прорастает.

«Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» Тернистая земля тоже обманчива. Когда сеятель засевают землю, она кажется ему чистой, но потом на ней произрастают терния и погубляют семя. Под терниями подразумеваются земные заботы, которые заглушают настоящее предназначение человека. Человек вроде бы воспринимает истину, но нечто внешнее не позволяет ей прорасти дальше.

И наконец семя, которое «упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

От нас с вами, дорогие братья и сестры, зависит, каково наше сердце и как мы его подготовим: будет ли оно заполнено волчцами и терниями; будет ли утоптано так, что  никакое слово Божие не проникнет в нас...

Мы должны заботиться о том, чтобы  сердце наше было открыто ко Христу, потому что именно этого желает Господь, обращаясь к нам: «Друже, дай Мне свое сердце».

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать