Аудио |
|
Скачать .mp3 |
20.17. И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
20.18. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
20.19. и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
20.20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
20.21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
20.22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
20.23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
20.24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
20.25. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
20.26. но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
20.27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
20.28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
(Мф. 20, 17–28)
Находясь на пути в Иерусалим, Господь подозвал двенадцать учеников и снова поведал им о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении. Тогда приступила к Нему мать Иакова и Иоанна Зеведеевых. Вероятно, из всего сказанного Спасителем Иакову и Иоанну запомнился лишь титул Сына Человеческого, который, по их мнению, был связан со славой и триумфом.
Думая о времени, когда Христос провозгласит себя Царем в Иерусалиме, и надеясь на собственную выгоду, братья Зеведеевы привели с собой свою мать, которая обратилась ко Христу с просьбой: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем (Мф. 20, 21). Места по правую и левую руку от царя обычно принадлежали высокопоставленным придворным, и, следовательно, были самыми почетными.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Представляя себе… исцеления бесноватых, воскрешение мертвых и все другие Его чудеса, а потом, слыша такие предсказания, они изумлялись и недоумевали: неужели Сотворивший все это должен подвергнуться таким мучениям? Потому-то они то верили, то не верили словам Его, и не могли понять их. Эта темнота разумения их была так велика, что сыны Зеведеевы приступили к Нему в то же самое время, и разговаривали с Ним о председании. Они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить через нее Христа».
Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило просить самоотречения и мученичества за Имя Христово. Поэтому Господь вопрошает: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? (Мф. 20, 22). Эти слова указывают именно на то, что приближение ко Спасителю в Его Царстве заключается в уподоблении Ему в страданиях.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Спаситель указывает, что ученики не знают и не понимают, в чем заключается Его истинная слава и Его истинное владычество и царство. Это – слава, владычество и царство Отрока Господня, предающего Себя в жертву для искупления человечества… В сущности, в словах матери сынов Зеведеевых и их самих содержалась просьба о допущении к страданиям, которые предстояли Христу и о которых Он уже говорил раньше. Поэтому реальный смысл просьбы был страшен; но ученики не подозревали этого».
Зная, что со временем апостолы пострадают за Него, Христос пророчески сказал Иакову и Иоанну: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф. 20, 23). И действительно, Иаков был обезглавлен внуком Ирода Великого Иродом Агриппой. Иоанн же, хотя и не погиб как мученик, но много пострадал за Христа.
Остальные ученики, узнав о просьбе братьев, были возмущены. Поэтому Христос, призывая всех к смирению, говорит: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Мф. 20, 26–27). Дело в том, что в обществе почетным считается править и руководить. Но у последователей Христа иные ценности и приоритеты. В Царствии Небесном главным является служение другим. И именно поэтому Сын Человеческий пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).
Наш же с вами спасительный подвиг, дорогие братья и сестры, выражается в смиренном и добродетельном служении ближним, потому что именно так мы служим Богу и собираем сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!