29 мая. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их

29 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 25; глава 5, ст. 1–13. 

4.25. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

 

5.1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

5.2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

5.3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

5.4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5.5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

5.6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5.7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

5.8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

5.9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

5.10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

5.11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

5.12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

5.13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

 

(Мф. 4, 25; 5, 1–13)

 

Сегодняшние слова Евангелия представляют собой начало Нагорной проповеди Спасителя, изложение которой евангелист Матфей открывает так: Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их (Мф. 5, 1).

В греческом языке фраза «отверзши уста» имеет несколько значений: во-первых, величественное, торжественное высказывание; а во-вторых, слова, исходящие из глубины сердца, раскрывающие сокровенные мысли, когда между оратором и слушателями нет никаких барьеров. И здесь уже само употребление этой фразы указывает на то, что предметом Нагорной проповеди было не какое-то случайное учение, а торжественное и важное изложение глубинных откровений Сына Божия.

Святитель Иоанн Златоуст также замечает, что «прибавлено: отверз уста Свои… Чтобы ты познал, что Он учил даже и тогда, когда молчал, не только – когда говорил; учил, то отверзая уста Свои, то вещая делами Своими».

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Рассуждая о первом блаженстве, святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Блаженны те, кто, презрев богатства мира и отвергнув мирское имущество, чтобы стать богатыми в Боге, захотели стать бедными в мире. Хотя миру они кажутся бедными, но для Бога они богаты; они терпят нужду в мире, но богаты для Христа».

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5, 4). Под плачущими, в большинстве своем, отцы Церкви понимали скорбящих о своих грехах и грехах ближних, что приводит к покаянию, а значит, к духовной радости.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Блаженный Августин понимает под кроткими тех, «кто уступают нечестивым и не противятся злу, но побеждают зло добром. Поэтому далекие от кротости спорят и сражаются за земные и преходящие вещи. Блаженны же кроткие, ибо они наследуют землю, с которой не могут быть изгнаны», то есть землю Царства Божия.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6).  Алкать и жаждать правды – значит стремиться к правде Божией, искать ее и чувствовать потребность творить дела этой правды.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Блаженный Иероним замечает: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого».

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). В данных словах речь идет о тех, кто с чистым разумом и безупречной совестью живет в вере в Бога, то есть, по слову преподобного Серафима Саровского, «хранит сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений».

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Усыновляет Господь тех, кто прекратил внутреннюю брань, то есть подчинил тело духу. И тех, кто водворяет мир и в других, живущих в раздоре.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 10).  Правда – это всякая добродетель Христа ради, которая всегда противна миру греховному и порочному.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). Блаженный Феофилакт, размышляя о данных словах, пишет, что «не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном». И эти слова Господь обратил к тем, кто в будущем должен был претерпеть за Него страдания и смерть.

Во всех этих блаженствах нет глаголов, а только краткие причастия. Это особенность еврейского языка книг Ветхого Завета, когда речь идет не просто об утверждении, а о восклицании. И это крайне важно, так как из этого следует, дорогие братья и сестры, что блаженства – это не просто надежды на будущее счастье, а реальное состояние учеников Христовых уже здесь и сейчас. То, к чему мы с вами должны стремиться.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы