Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 17, с 18 по 26 стих.
18. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.
19. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.
22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
26. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
(Ин. XVII, 18-26)
Слова, которые мы сегодня слышим, называются первосвященнической молитвой Господа. Хотя Он говорит здесь в первую очередь об апостолах, но это молитва и о всех нас: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Удивительнейшие слова, в которых нам открывается очень многое.
Во-первых, здесь говорится о любви Господа к каждому из нас, которая заключается не только в том, чтобы избавить человека от страдания и проблем, но стремится к единению с тем, кого ты любишь, причем навсегда. Наверное, у Бога иначе и быть не может, ведь Он Существо Вечное, не имеющее ни начала, ни конца, и Он желает, чтобы мы пребывали с Ним бесконечно. Мы имеем начало нашего существования, но воля Божия в том, чтобы мы не имели его окончания.
«Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир». Христианство - это сотрудничество с Богом, продолжение выполнения воли Божией. Господь приходит на землю и становится начатком нового человечества. Соединяясь со Христом и пребывая в благодати Духа Святого, человек может постепенно меняться и переходить из состояния ветхого в новое и даже более чем новое - обожествленное. Задача человеческого существования - спастись, это и борьба со страстями, и освобождение от дьявола и смерти, но этого мало. Святые отцы говорят, что надо уже в этой жизни положить начало будущему вышеестетственному состоянию - обожению. Об этом и молится Господь, чтобы апостолы продолжали это дело спасения человечества.
Нам открыто, что Церковь не существует внутри себя, ее задача - нести Свет Христов в мир, жить так, чтобы каждый человек пожелал жить христианской жизнью. Господь сказал ученикам: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного». Церковь должна давать пример настоящей внутренней духовной и внешней благочестивой жизни. И когда человек живет именно так, тогда и его касаются слова Господа «и за них Я посвящаю Себя». Страдания Христа, Его смерть, воскресение и вознесение - все это для того, чтобы освятить людей истиной, чтобы они могли пребывать в ней.
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Господь через эту молитву открывает, что во Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой являются отдельными ипостасями и личностями, но все они соединены во едином Существе, единой любви, согласии, обладают единой волей. Как говорил Христос: «Что имеет Отец, Мое есть». И Дух Святой также имеет все это. Воля Божия состоит в том, чтобы и люди находились в таком же единстве. При том что мы так же имеем единую человеческую природу, каждый из нас является отдельной личностью. Единство по образу Божию доступно нам в любви, согласии, вере, благочестии. Примером этого является Церковь, где мы вместе молимся, вместе исполняем волю Божию, стремимся к одной цели - обожению. Все это доказывает исполнение слов Христа: «Как, Отче, Мы едины, так и они да будут едины» и «да уверует мир, что Ты послал Меня». Единство христиан является для мира свидетельством того, что Бог истинен и Христос - правда, а не вымысел.
Сами по себе жить в единстве люди не могут, потому что всех нас раздробил грех. Гордыня делает нас отдельными друг от друга, но там, где благодать Божия, это преодолевается и появляется то, что, казалось бы, выше сил человеческих: способность прощать, любить и быть вместе, несмотря на то, что все мы разные.
«И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино». Здесь говорится о той славе, которую люди наследуют в христианстве и которая дается человеку в святости, тем более в состоянии обожения, когда происходит восприятие человеком божественных свойств и качеств.
«Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Здесь вновь говорится о том, что в единстве любви и согласии проявляется исполнение воли Божией.
«Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Человека ждет не просто состояние Адама и Евы до грехопадения, которые еще не были в единении с Богом, но большее. После вознесения Христа, когда Он возводит человеческую природу на неприступную, высочайшую степень обожествления, становится возможным единство человеческой и Божественной природы. Господь говорит: «Пусть, Отче, всякий, кто во Мне, со Мною, кто любит Меня, будет в таком же обожествленном состоянии».
«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня». Это слова о познании человеком Бога через познание Иисуса Христа: через Сына мы познаем и Отца.
«И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Речь идет о том, что Бог есть любовь, которая все покрывает, всему верит, надеется и никогда не перестает. Благодаря этой любви, Бог становится человеку Отцом. Человек в этой божественной любви может стать сыном Божиим, а не рабом и не творением.
Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно по одной или по две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами!
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!