29 марта. Великий пост. Воскрешение праведного Лазаря в Евангелии от Иоанна

29 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Великий пост заканчивается воспоминанием события воскрешения праведного Лазаря – еще одно событие, напрямую связанное с грядущими страданиями Спасителя.

Есть в Евангелиях вопросы, на которые однозначно ответить невозможно, но всегда остается свобода мыслить и рассуждать над текстом. Одним из самых сложных в Священном Писании является событие воскрешения Лазаря, так как о нем не повествуют другие евангелисты. Для многих исследователей и читателей встает вопрос: а произошло ли воскрешение Лазаря на самом деле или же это поэтический символизм Евангелия от Иоанна?

Объяснений не так много, но большинство из них не поддаются логике.

При подготовке к данной передаче мне попалось рассуждение митрополита Филарета (Вознесенского), третьего первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Рассуждая о данном вопросе, он напоминает, что книжники и фарисеи были озлоблены на воскрешенного Лазаря и желали его убить. И предполагает, что когда Матфей, Марк и Лука писали свои Евангелия, Лазарь был еще жив (был епископом на острове Крите). И поэтому, оберегая его, евангелисты не упомянули о воскрешении. А евангелист Иоанн писал свое Евангелие позднее других, когда Лазарь уже отошел из этой жизни.

Возможно, это самое простое объяснение кому-то придется по душе. Но мне бы хотелось поделиться с вами, дорогие братья и сестры, выдержками из трудов выдающегося библииста и переводчика книг Нового Завета епископа Кассиана (Безобразова), уроженца Санкт-Петербурга, окончившего свою жизнь в Париже в 1965 году, доцента кафедры Нового Завета Свято-Сергиевского университета в Париже, почетного доктора Фессалоникийского университета, возглавлявшего западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской Православной Церкви.

В своей статье о воскрешении Лазаря и Воскресении Христовом владыка Кассиан стремится дать развернутый ответ на вопрос о реальности события в Вифании. Основным аргументом он делает утверждение о важности символизма в Евангелии апостола Иоанна.

Не стоит разделять исторический факт и символизм. Безусловно, Иоанн не задавался историческими целями. Но об исторической точности, как мы ее понимаем, не заботились и синоптики, в том числе и Лука. Главной задачей каждого евангелиста было стремление приблизиться к тайне Боговоплощения Христа и пришествия Царства Божия уже в этом мире. Отсюда и возникают видимые противоречия в Евангелиях, но они не дают нам возможности говорить о реальном, историческом отсутствии тех или иных событий.

Синоптик – значит «наблюдатель». Синоптическими Евангелия от Матфея, Марка и Луки называются по причине того, что авторам важным было описательное повествование, без символических указаний на события в земной жизни Спасителя, в отличие от евангелиста Иоанна.

То, что синоптики не описывают событие воскрешения Лазаря, говорит лишь об одном – Благовестие Христово они раскрывали с другой стороны.

Апостол Иоанн выстраивает свое Евангелие на символах, раскрывая в них суть событий из жизни Спасителя и Его слов. В повествовании Иоанн делает акценты, обособляя определенные темы.

К примеру, чудо насыщения пяти тысяч, вызывающее в памяти народа ветхозаветную манну в пустыне. Это событие стало исходной точкой для поучения Христова о хлебе жизни, сшедшем с небес, в котором раскрывается сущность христианской Евхаристии. Или, к примеру, в последний день праздника кущей Христос говорит о потоках воды живой, и евангелист толкует эти слова как обетование Святого Духа. Даже в этих двух примерах мы видим, как важен для Иоанна символизм, но никто не отрицает реальности события насыщения и реальности слов Христа в день праздника.

И тут мы, дорогие братья и сестры, подходим к вопросу о том, почему Иоанну так важно было, в отличие от других евангелистов, описать событие воскрешения Лазаря.

В глазах Иоанна воскрешение Лазаря действительно имело место как непреложный факт евангельской истории. Факт с явным символическим смыслом.

Узнав о болезни Лазаря, а затем о его смерти, Господь говорит ученикам: радуюсь за вас, что Меня там не было, дабы вы уверовали (Ин., 11, 15). Господь при всей своей любви к Лазарю явно попускает его смерть. Он идет разбудить его. Цель воскрешения – вера учеников. Но суть значения веры раскрывается Иоанном в диалоге с Марфою, сестрой Лазаря.

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11, 21–22). Марфа надеется на чудо, но не решается прямо просить о нем. И Господь ей отвечает: Воскреснет брат твой (Ин. 11, 23).

Но Марфа не смеет понять эти слова буквально: Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день (Ин. 11, 24). В ее словах, как и в словах учеников, – есть вера.

И тем не менее у гроба Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего разложения, Господь вновь призывает ее к вере. Почему? Здесь ударение на силе веры. Кто действительно верует во Иисуса, для того нет разницы между смертью и сном. К этой всепобеждающей вере призывает Господь. Это – и вера евангелиста. В укреплении веры нуждается не только Марфа, нуждаются ученики.

Все событие будет напоминать грядущие погребение и Воскресение Христово. Ученики, как и Марфа, будут опечалены смертью. Они, как и Марфа, не проявят силы своей веры. Смерть вновь окажется только сном. Иисус вновь явит Себя как Сын Божий – источник жизни и спасения.

Больше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя, пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая Мария стояла у гроба и плакала (Ин. 20, 11). Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя. И когда Господь воззвал Лазаря, то вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком (Ин. 11, 44). В Гробе Учителя Петр тоже увидел пелены лежащие и плат, который был на главе Его (Ин. 20, 6–7).

Эти совпадения не могут быть случайными. Именно к ним и ведет Иоанн, делая важный акцент на том, что оставили за повествованием другие евангелисты.

Вера – является важным аспектом воскрешения Лазаря. Мы можем верить в воскресение мертвых, можем верить Христу, но настолько ли сильна наша вера, чтобы верить в реальное присутствие Сына Божия в нашей жизни? Осознавать Его Промысл? Что Он является источником нашей жизни и началом нашего спасения?

Именно к этому подводит нас евангелист Иоанн, повествуя о событиях в Вифании, укрепляя силу нашей веры.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы