29 марта. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом

29 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 15 - 20.

 

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня вторник, 29 марта, и мы с вами продолжаем изучение Священной Евангельской истории.

После того, как пастухам было открыто от Ангела Господня о рождении Христа Спасителя, они отправились к указанному месту.

15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.

18. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

(Лк. 2, 15 – 20)

Пастухи нашли место, где пребывало Святое семейство. Стоит отметить, что в своем Евангелии Лука, в отличие от Матфея, на первое место ставит имя Девы Марии и лишь затем Иосифа. Этим он подчеркивает важность Богородицы в его повествовании.

Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем (Лк. 2,17). В греческом оригинале предложение построено таким образом, что его можно понимать двояко: во-первых, как то, что пастухи рассказали о случившемся на поле Марии и Иосифу; во-вторых, как то, что они рассказали вообще всем жителям Вифлеема о том, что им было возвещено о Младенце. И, как замечает Лука, рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал. Но евангелист опять особо выделяет Марию, Которая сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2, 19).

Вряд ли Дева Мария понимала все, что происходило в тот момент. Безусловно, Она знала, Кем является Ее родившийся Сын: это было объявлено Ей в момент Благовещения. Но знать и понимать – это порой очень разные вещи. Действительное понимание приходит только с наблюдением и опытом. Именно поэтому Богородица запоминала и размышляла обо всех словах, сказанных Ей о Ее Сыне.

Как Ангелы отходят от пастухов, славословя Господа, так и пастухи возвращаются славя и хваля Бога (Лк. 2, 20). Это удивительное и действительно красивое сопоставление, которое приводит Лука, сознательно акцентируя наше внимание на радости, которая царит и на небе, и на земле.

В 21-м стихе второй главы евангелист емко повествует о двух событиях одного дня: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать   Младенца,   дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Мы уже говорили, приводя в пример Иоанна Крестителя, о традиции обрезания и наречения имени ребенку мужского пола на восьмой день после рождения. Можно предположить, что Лука сознательно подчеркивает, что оба младенца: как Иисус, так и Иоанн, подчинены Закону Божию, несмотря на те чудеса, которые их сопровождают с момента зачатия. Лука еще не раз сопоставит в своем Евангелии двух этих младенцев.

22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,

23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,

24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

(Лк. 2, 22 – 24)

Женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении. По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех. Это была довольно дорогостоящая жертва, и поэтому в законе было записано, что, если женщина не может купить агнца, вместо него она может принести в жертву второго голубя. Принесение в жертву двух голубиных птенцов вместо ягненка называлось «жертвоприношением бедных». Именно такую жертву принесла Дева Мария.

Также согласно Закону каждый перворожденный мужского пола как среди детей, так и среди животных, был посвящен Богу. Этот закон указывал на милосердие Бога как источника жизни. В книге Чисел (глава 18, стихи 15–16) поясняется, что « первенец из людей должен быть выкуплен ». В законе установлено, что за сумму в пять сиклей (приблизительно 72 с небольшим грамм серебра) родители могли выкупить у Бога своего сына. Эти деньги уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения. При этом приносить ребенка в Храм было необязательно. Но так как Иисус был туда принесен, а также учитывая, что евангелист не упоминает о выкупе за Младенца, из этого может следовать, что Он был посвящен для служения Богу, как некогда Самуил.

Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву (Лк. 2, 22). Нечистой считалась только мать, но не отец ребенка. Остается загадкой, почему евангелист употребил множественное число. Возможно, это было сделано, чтобы показать верность Иосифа в служении Деве Марии и Богомладенцу Христу.

После обрезания и наречения имени Иоанну Святой Дух побудил его отца Захарию произнести хвалу Богу и пророчество относительно судьбы мальчика. Сейчас в Иерусалимском Храме тоже прозвучит пророческая речь об Иисусе, но из уст Симеона.

25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд…

(Лк. 2, 25–27)

 

В иудейском народе, находившемся под оккупацией Рима, теплилась надежда на восстановление независимости. Большинство людей даже верили, что, поскольку они являются избранным народом, однажды они завладеют всем миром. Одни верили, что родится новый царь из дома Давидова, который возродит былую славу Израиля; другие же верили, что Сам Бог каким-то сверхъестественным образом вмешается в ход истории. Но, наряду со всеми этими группами, была еще одна небольшая группа людей – так называемые «смирные в стране». Они не мечтали о применении силы и приобретении власти: они верили в жизнь в постоянной молитве и спокойном созерцании до тех пор, пока не придет Бог. По всей видимости, Симеон был одним из них: пребывая в молитве, а также покорно и преданно надеясь, он ожидал того дня, когда Бог утешит Свой народ.

Дух Святый был на нем (Лк. 2, 25). В этих словах евангелист Лука указывает на пророческое достоинство Симеона, так как только в пророках пребывал Святой Дух. Этот Дух и внушил Симеону, что он не умрет, пока не увидит Мессию, то есть Помазанника Божия.

И данное ему обещание исполнилось: И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд (Лк. 2, 27). Под «родителями» Лука подразумевает и Марию, и Иосифа. Он не считает нужным повторять историю непорочного рождения Иисуса Христа. Ему важно, что Иисус признан сыном Иосифа, наследником царя Давида.

Храм в данном случае – это Двор женщин. По причине того, что в другие дворы женщин не допускали, очистительное жертвоприношение совершалось именно здесь, у Никаноровых ворот, в восточной части Двора женщин.

 

Пришло время дать ответ на один из вопросов: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них » (Мк. 14, 51). Есть ли какое-либо толкование на этот эпизод, известно ли, кто был этот юноша?» ( Антон Крестьянинов).

Эти стихи представляют собой довольно интересный отрывок, описывающий случай, произошедший во время захвата воинами Иисуса Христа. Об этом случае, а именно о попытке воинов захватить одного юношу, разбуженного ночной тревогой и завернутого в легкое покрывало, сообщает только евангелист Марк. Наиболее вероятная причина этого заключается в следующем: древнее предание видит в этом юноше самого евангелиста Марка, который жил где-то недалеко, проснулся от шума и, не одеваясь, а лишь прикрывшись покрывалом, поспешил выйти посмотреть, что происходит. Юноша этот последовал за отрядом, схватившим Спасителя. Сочтя это подозрительным, воины попытались схватить юношу, но он вырвался от них и убежал нагой, оставив покрывало в их руках.

Вероятно, Марк включил эти два стиха в повествование потому, что они касались его самого, но он был слишком скромен, чтобы упомянуть свое имя и таким образом поставил свою подпись, как бы сказав умеющим читать между строк: «И я был там, хотя был еще мальчиком».

Стоит отметить, что были и другие предположения: так, например, Амвросий Медиоланский видел в юноше апостола Иоанна Богослова, а Епифаний – Иакова, брата Господня. Эти гипотезы нельзя доказать, как впрочем и опровергнуть.

Дорогие братья и сестры, если и у вас появились вопросы по Четвероевангелию, вы можете задать их в обсуждении на официальной странице телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте». Постараемся ответить на эти вопросы в нашей передаче.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать