29 июня. Можно в субботы делать добро

29 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 9 - 13

 

9. И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12. Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

(Мф. XII, 9-13)

 

Примерно с этого момента начинается пристальное внимание ко Христу и слежка. Вообще на протяжении всего Его земного служения фарисеи, саддукеи и другие пристально наблюдали за Ним, чтобы понять, кто Он такой, почему совершает такие дела и входит в конфликт с ними, не признавая некие законы и предания. Теперь же они пытаются подловить и обвинить Его. Далее в этой же XII главе есть стихи о том, что после совершения исцеления сухорукого в субботу, фарисеи имели совещание о том, чтобы погубить его. Что привело их к мысли погубить Христа? То, что Он называет Себя Мессией? Нарушает закон субботы? Вряд ли это, потому что главная мысль, которую доносит Господь, состоит в том, что человек выше каких-то рамок и предписаний закона. Как Он Сам говорит: «Я пришел не нарушить закон, но восполнить». То есть наполнить пустую форму подлинным содержанием. Фарисеи и саддукеи хотят погубить Христа не по этим причинам, так как они все же мелки.

Господь говорит: «Если твоя единственная овца упадет в яму в субботу, разве ты ее не вытащишь?» В принципе закон разрешал, если не достать овцу, то принести ей пищу, чтобы она не погибла в яме и вытащить на следующий день. Здесь Христос говорит о том, что они сами нарушают предписания закона, а человек не выше ли овцы. Господь не выступает против предписаний закона, проблема не в этом.

Саддукеи и фарисеи хотят погубить Христа, потому что завидуют Ему – в этом главная причина их обвинений и ненависти к Нему. Пилат понял, что они по зависти привели к нему на суд Иисуса и хотят умертвить Его.  Завидовали они тому, что у них не получалось совершать то, что делал Он; речь не о чудесах и знамениях,  но о мудрости слов, с которыми Христос обращался к народу, и в том, какое количество людей шло за Ним.

Фарисеев в Израиле было не так много, Иосиф Флавий говорит о шести тысячах. Все они учились закону, проходили какую-то школу и лишь тогда могли проповедовать. Но и в таком случае народ шел не за каждым раввином. И вот приходит некто, вообще нигде не учившийся, произносит безумные - как им порой казалось - слова и мысли, и за Ним идет толпа народа, потому что Он говорит, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. И зависть их доходит до крайней степени.

Попытаемся понять, что такое закон субботы для иудея. В Первой книге Маккавейской рассказывается, что в эпоху маккавейских восстаний иудеи скрывались в пещерах и пустыни. Антиохий Епифан послал против них отряды, которые напали на мятежников в субботу - и те умирали, не совершив ни единого жеста сопротивления, потому что драться означало нарушить закон субботы.

Древний историк вспоминает взятие Иерусалима Птоломеем, который легко совершил это, потому что так же был седьмой - субботний - день, и никто даже не захотел схватиться за меч, чтобы противостоять этому злому тирану. Историк с удивлением говорит, что это просто безумный обычай, который погубил и погубляет иудеев.

Но Господь поступает совершенно иначе, Он не признает никакого закона, по которому человек должен был бы страдать, даже в случае, если его жизни не угрожает опасность. Нет такого закона, который дает возможность человеку страдать хотя бы на долю секунду более, чем это необходимо, или останавливает меня от совершения какой-то добродетели. Нет такого священного времени, в которое я не мог бы помочь своему ближнему, если он страдает.

Само по себе врачевание в субботу было запрещено, потому что это была работа. Даже в случае открытой раны или травмы человек мог лишь сам наложить себе какую-то повязку, а все остальное лечение совершалось на следующий день. Сухая рука не требовала экстренного вмешательства, но Господь видит страждущего человека и помогает ему тотчас, не хочет отлагать помощь на завтра или послезавтра. Повторим еще раз, что главный принцип Христа состоит в том, что нет никакого священного времени, которое нельзя было бы употребить на помощь своему ближнему или собрату, который в этом нуждается.

Нас будут судить не по числу служб, на которые мы сходили и не по количеству страниц Библии, которые мы прочитали. Господь будет судить нас по количеству людей, которым мы оказали помощь, когда видели их кричащую нужду. Вспомним образ, когда Он разделяет людей на две стороны и говорит: «Я пребывал в немощи, и вы помогли мне. Я был в темнице, и вы посетили Меня. Я жаждал, и вы напоили Меня». Его спрашивают: «Когда это было, Господи?» И Он отвечает: «То, что вы совершили для одного из малых сих, вы совершили для Меня Самого» - вот в чем принцип христианской жизни. Господь ждет от нас открытого сердца, и у нас нет времени, чтобы находиться в праздности. Если есть возможность, необходимость помочь своему ближнему, мы должны приложить максимум усилий,  потому как через это достигаем Царствия Небесного. Через это в нашу жизнь приходят мир и спокойствие, нам открываются двери неба и мы по-настоящему становимся гражданами Небесного Иерусалима.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать