29 июля. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных

29 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 1 - 16

 

1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11. и, получив, стали роптать на хозяина дома

12. и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

(Мф. 20, 1-16)

 

Эта притча хорошо известна нам из слов пасхального послания святителя Иоанна Златоустого, в котором он, обращаясь ко всем пришедшим на праздник Пасхи и радующимся Воскресению Спасителя, говорит: «Приидите все труждающиеся, все, кто постился и не постился, все войдите в радость Господина своего».

Сегодняшняя притча звучит, словно в ней описана воображаемая ситуация, но это не так. Подобная ситуация часто случалась в Палестине в определенное время года. Если урожай не был собран до наступления дождей, то он погибал, поэтому были рады любому работнику, несмотря на то время, в которое он мог прийти, даже если бы он мог отработать самый малый промежуток времени. Притча представляет яркую картину того, что могло происходить на рыночной площади любой иудейской деревни или города, когда требовалось срочно, до наступления дождей убрать виноград. Надо понимать, что такой работы для людей, приходивших сегодня на площадь, могло и не быть. Оплата была не такая большая: одного динария хватало лишь на то, чтобы прокормить свою семью один день. Если бы человек, отработавший в винограднике даже половину рабочего дня, пришел к своему семейству с платой меньшей, чем один динарий, семья, конечно, очень бы расстроилась. Быть слугой у своего хозяина - это иметь постоянный заработок, постоянное пропитание, но быть наемным работником - значит перебиваться, время от времени получая какие-то деньги, жизнь таких людей была очень скорбной и печальной.

Хозяин виноградника вначале нанимает одну группу людей, с которыми договаривается об оплате в один динарий, а потом, всякий раз выходя на площадь и видя праздных людей (не от безделья, а потому что они не могут найти кто бы их нанял), призывает их на работу. Эта притча говорит нам об утешении Божием. Независимо от того, когда человек войдет в Царство Божие: в юные годы, зрелом возрасте или на закате своих дней, он одинаково дорог Богу. В Царстве Божием нет человека первого или последнего, более любимого или того, кто стоит на задворках - Господь всех любит одинаково и всех одинаково призывает к Себе. Каждый ценен для Бога, независимо от того, первым он пришел или последним.

В конце рабочего дня господин дает указанию управляющему, чтобы он раздал причитающееся жалование всем, кто трудился в винограднике, сделав это следующим образом: вначале дал бы последним, а потом - первым. Каждый из этих людей, наверное, ждал своей платы, сколько он смог потрудиться и заработать. Но вот последним, пришедшим в одиннадцатом часу и проработавшим один час, управляющий дает один динарий, другим - тоже один динарий, и все получают поровну. Пришедшие первыми и проработавшие весь день, увидев такую щедрость господина, могли подумать, что когда очередь дойдет до них, они получат больше. Но так не случилось, и они с жалобами обращаются к хозяину: «Почему же так? Мы трудились весь день, перенесли зной и жару целого дня, но ты дал нам столько же, сколько им».

Хозяин виноградника говорит: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» Люди, трудившиеся на винограднике, как бы делятся на две группы: первая вступила с хозяином в соглашение, что они трудятся за один динарий, другие не договаривались об оплате и ждали ровно столько денег, сколько он даст им. Эта притча показывает справедливость хозяина и может хорошо характеризовать и нас: всякий человек, который находится в Церкви или обращается к Богу с детства, может быть, так же ждет для себя в Царствии Небесном каких-то поощрений или больших заслуг. Но мы знаем обетование - Господь обещает нам Царство Небесное, мы так же, как работники виноградника, договорились с Ним об этом, и не имеем права роптать, если Бог милосерд и благ к остальным людям, ведь, как мы помним, первым в рай входит разбойник.

Парадокс христианской жизни заключается в том, что всякий, рвущийся к вознаграждению, потеряет его, а забывающий о нем, обретет, и пусть первые будут последними, а последние станут первыми. «Много званых, - говорит Господь, - но мало избранных». Вот как премудро открывает нам Бог, что есть Царство Небесное.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать