29 декабря. Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену

29 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 9, ст. 10 - 16. 

 

10. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?

12. Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

(Мк. 9, 10–16)

 

После Преображения Господь запретил апостолам рассказывать кому бы то ни было об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Спаситель понимал, что ученики все еще были обуреваемы идеей о сильном и властном Мессии. Если бы они стали рассказывать о случившемся на вершине горы, о том, как явилась слава Божия, как явились Моисей и Илия, то это совпало бы со всеобщим ожиданием земного царя.

Распятие же должно было показать им, в чем заключается истинное служение Христа, и, когда после воскресения они убедятся, что Иисус действительно был Мессией, лишь тогда они смогут рассказать о славных событиях, произошедших на вершине горы.

Апостолы же, не понимая значения слов Христа, спрашивали друг друга: что значит: воскреснуть из мертвых (Мк. 9, 10). Это недоумение они относили исключительно к Самому Иисусу Христу, Который как Мессия не мог, по их понятиям, умереть, а если не мог умереть, то как же Он воскреснет из мертвых? Таким образом, они все еще не хотели верить, что Он может умереть. Недоумевая, они спросили Господа: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? (Мк. 9, 11).

Александр Павлович Лопухин отмечает: «Мысль, заключающаяся в вопросе учеников, такова. Книжники, которые немало говорили о признаках пришествия Мессии, останавливали внимание своих слушателей на пророчестве Малахии, по которому пред пришествием Мессии должен явиться Илия пророк и приготовить евреев к принятию Мессии (Мал. 4, 5, 6). Теперь ученики видели уже Илию — он пришел с неба и, значит, непременно приготовит евреев к принятию Христа, когда Христос соблаговолит открыть Себя миру. К чему же Христу еще страдать и умирать? Кто же поднимет на Него руку, если Илия подготовит всех к вере во Христа?»

В предании раввинов говорилось, что Илия придет на три дня раньше Мессии. В первый день он будет стоять на вершинах Израиля, оплакивая горе и запустение земли. А потом голосом, который будет слышан от одного края земли до другого, закричит: «Мир нисходит на землю!» На второй день он закричит: «Благо нисходит на землю!» А на третий день он закричит: «Христос снисходит на землю!»

Чтобы покончить с недоразумением, в каком пребывали ученики, Христос говорит: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену (Мк. 9, 12).

Таким образом, Илии надлежало явиться в мир и исправить неверие иудеев того времени, восстановить в душах людей первоначально добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, поскольку не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, окаменевших в продолжительной порочной жизни. Далее Господь добавляет: Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем (Мк. 9, 13).

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «То есть Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был обличен от Бога силой Илииной и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли в темницу и умертвили. И, как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию и так же умертвят Его».

Слова Спасителя перевернули все представления и мысли учеников. Они ждали внезапного вторжения Бога в историю и сокрушительной победы неба, которую они считали одновременно победой Израиля. Их заблуждения мешали им видеть откровение Божией истины. Господь хотел, чтобы они осознали, что Мессию ждет один конец – распятие. Спаситель готовил учеников к тому, чтобы сердца их стали способны принимать Божественное откровение.

Весь смысл нашей жизни, дорогие братья и сестры, заключается в том, чтобы наши сердца и слово Христово соединились в благодатном единстве. Только слыша и принимая слово Божие в нашей жизни, исполняем мы свое предназначение – быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать