Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 22, ст. 15 - 22
15. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17. итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18. Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19. покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20. И говорит им: чье это изображение и надпись?
21. Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
22. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
(Мф. 22, 15-22)
Фарисеи хотят задать Христу лукавый и искушающий вопрос, найти уловку, чтобы схватить Его и поймать на сложной ситуации, для этого предлагают, как им казалось, неразрешимую дилемму. Надо учесть, что Палестина была оккупированной страной и иудеи были подданными Римской империи. Фарисеи хитро формулируют вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Они полагают, что в любом случае Христос ответит неправильно и Его ответ принесет Ему большие неприятности. Если Он скажет, что подать кесарю давать надо, то народу это не понравится, потому как национальные и идейные течения и чувства всегда были сильны и многие от Него попросту отвернутся и уйдут. Если же Иисус скажет, что подать кесарю давать не надо, - а иудеи платили несколько форм налогов в римскую казну - то они пожалуются римлянам, что Он возмущает народ, чтобы не платить подать римскому императору, и тогда бы Его схватили уже римляне. Вот такой хитрый вопрос. И, казалось бы, здесь вообще невозможно придумать ответ, но Господь поступил по-другому. Он сказал: «Принесите Мне монету. Зачем вы Меня искушаете? Что тут изображено на монете, чье здесь изображение?» Они отвечают: «Кесарево». Тогда Он говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» . И они удивились ответу Его.
Действительно, здесь нам является Божественная мудрость: через эти слова Господь отвечает фарисеям на их уловку. Они были поражены: такого слова не ожидали. Но здесь вообще определяется христианский путь в целом и отношение к жизни каждого христианина. Оказывается, что у христианина двойное гражданство. С одной стороны, он гражданин страны, в которой живет, потому что она многое ему дает. И в своей, и в любой другой стране христианин должен вести себя достойно. Но, с другой стороны, христианин является и гражданином Царства Небесного, о котором он не должен забывать. Таким образом, есть две формы жизни: то место, где мы пребываем и в котором должны быть достойными людьми, и в то же время мы не должны забывать о Боге. Господь здесь очень четко разграничивает эти понятия, их нельзя смешивать.
Часто многие ошибаются, когда, будучи неофитами, вступая на христианский путь, начинают полностью игнорировать весь мир, забывая не только о своих благах, но и о своих близких и родных. А ведь одна из заповедей Моисеевых, данных ему Богом, - «почитай отца и мать и долголетен будешь здесь, на земле», то есть забота о родителях. Иногда люди вроде бы вступают на путь Христов и делают все правильно, но при этом забывают о необходимых обязанностях: забывают о родителях, о своей ответственности перед детьми, и все это как бы покрывают своим стремлением к Богу. Но Господь говорит: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» , то есть не смешивайте эти понятия, но и не забывайте о каждом из них.
Итак, истина, которую излагает здесь Господь, заключается в том, что христианин одновременно является и гражданином своей страны, и гражданином Царства Небесного. Он не должен забывать о своих обязанностях и перед Богом, и перед людьми. Апостол Петр очень хорошо выразил это в Первом послании (2-я глава, 17-й стих): «…Бога бойтесь, царя чтите» , то есть не забывайте о своей ответственности перед людьми, в этом видится общехристианский смысл. Христос, отвечая на вопрос искушающих Его фарисеев, в то же время определяет наш жизненный путь: отдавайте Божие Богу. Наши отношения с Богом строятся через людей. Материальная и духовная составляющие нашей жизни выступают как некое целое: они не разделяются, но вместе с тем каждая из них имеет свое важное значение. «Одавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» - в этом Божия премудрость и весь христианский путь.
Храни вас Господь!
Священник: Даниил Рябинин
Расшифровка: Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 21 апреля
День ангела. 21 апреля
Читаем Апостол. 21 апреля 2024
Церковный календарь 21 апреля. Неделя 5-я Великого поста. Преподобная Мария Египетская
Евангелие 21 апреля. А кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!