28 марта. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

28 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 8 - 14.

 

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня понедельник, 28 марта, и мы с вами продолжаем разбирать события Рождества Христова в описании евангелиста Луки. Во второй главе с 8 по 14 стих идет повествование о явлении пастухам Ангела Господня близ Вифлеема. Давайте прочитаем об этом событии:

8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;

12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

(Лк. 2, 8–14)

 

Свидетелями чудесного благовестия стали пастухи на поле в той стране, то есть близ Вифлеема. Палестинские пастухи в течение всего пастбищного сезона жили под открытым небом, загоняя стада на ночь в сделанные на скорую руку загоны. Скорее всего, близ одного из таких загонов и произошло чудесное явление: Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим (Лк. 2, 9). Евангелист Лука вновь описывает явление Ангела. Напомню, что первое описание связано с Захарией в Иерусалимском Храме, второе – с Благовещением Деве Марии, третье – со сном Иосифа, и нынешнее – с пастухами.

Ночь – это особое время, наиболее подходящее для Божественного откровения. И это откровение происходит через Ангела. Возможно, что это тот же Архангел Гавриил. Весть, принесенная Ангелом, исходит от Бога, поэтому ночную тьму озаряет слава Господня, которая понимается как ослепительное сияние, указывающее на присутствие Божества. И, конечно, когда человек соприкасается с Божественной силой, его охватывает страх. Мы встречали это в описании явления ангела и раньше, поэтому уже не удивляемся, что пастухи убоялись страхом великим.

И вновь Ангел Господень начинает свое обращение к людям словами не бойтесь, а затем продолжает: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10–11). Ангел принес пастухам радостную весть о рождении Спасителя. Эта радость будет всем людям. Прежде всего, конечно, людям Израиля, которые в течение столетий с нетерпением ожидали пришествия Христа. Но уже после сошествия Святого Духа на апостолов через проповедь к этой радости стал причастен и весь мир.

То, что Мессия должен родится в городе Давидовом, было прекрасно известно уроженцам Вифлеема, которыми, вероятно, и были пастухи.

Сам Ангел наделяет Иисуса Христа титулом Спаситель. В книгах Ветхого Завета этот титул принадлежал исключительно Богу. В данном контексте он подчеркивает неразрывную связь между Богом Отцом и Его Сыном, воплотившимся на земле. Интересно, что титул Спаситель, так часто употребляемый современными христианами, в древнейшей Церкви редко относился ко Христу. Дело в том, что на этот титул бросало тень то обстоятельство, что им обычно наделялись императоры (например, Август, о котором шла речь в прошлой передаче). И лишь с христианизацией Римской империи этот титул прочно закрепился за Иисусом Христом.

Христос – это греческое слово, перевод еврейского «Маши́ах». Слово это означает «помазанник», потому что по древнему обычаю царей, а также пророков и первосвященников помазывали оливковым маслом в знак того, что Бог даровал им силу и возможность исполнить возложенную на них миссию. Но обычно под словом «Машиах» или «Христос» понимался долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, свергнет иноземное иго и восстановит былое могущество Израиля.

Наверное, поэтому в Своей земной жизни Господь никогда не позволял ученикам открыто исповедовать Его Христом, опасаясь, как бы люди не стали видеть в Нем прежде всего политического вождя. В христианской культуре само слово «Христос» стало неотъемлемой частью имени воплотившегося Сына Божия.

И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2, 12). Знак, предложенный пастухам Ангелом, удивителен: кто мог предположить, что Спаситель, Христос Господь лежит в кормушке для животных? Вот уж поистине является на земле значение имени Божия, которое получил Моисей на Синае – Яхве, то есть Сущий. Господь есть Тот, Кто Он есть. Он существует не по нашим правилам, а исключительно по Своим. Когда весь Израиль ожидал рождения Царя царствующих в высших кругах иудейского общества, Он соизволил родиться в хлеву и быть положенным в ясли.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 13–14). Так свидетельство одного Ангела подтверждается свидетельством множества. Это удивительное явление ликующих небесных сил еще больше должно было укрепить пастухов в том, что родился величайший из всех рожденных на земле. Тот, о Ком радуются воинство небесное, все люди, небо и земля.

Слава в вышних означает «слава высоко на небесах» Тому, Кто явился поводом этой радости, то есть Самому Богу. И на земле мир – мир как состояние спокойствия, тихой радости, которая пришла на землю с рождением Мессии. Мир между Богом и человеком, спасение как величайший дар людям. В человеках благоволение. Благоволение – это проявление Божественной любви к людям, которое и выразилось в Боговоплощении. И здесь под человеками, то есть людьми, понимаются те, кто согласен принять эту Божественную любовь.

Вопрос, на который бы хотелось дать ответ сегодня звучит так: «Где в Библии нам явно заповедано почитать Богоматерь и святых? И как правильно понимать слова в Евангелии от Луки – стихи 27–28 11-й главы – которые как бы противоречит почитанию Богоматери? Очень буду рад, услышать ответ на вопрос». Александр Глинских.

Прямых заповедей о почитании Богородицы и святых в Евангелии нет. Как нет, впрочем, и многих других заповедей касательно нашей повседневной религиозной практики. Мы выводим их из примеров и слов нашего Спасителя.

Почитание Пречистой Девы Марии начинается еще в древнейшей Церкви. Она стала Той, Которая даровала плоть Сыну Божию. Ангел Гавриил в момент Благовещения называет Ее Благословенной, Она и Сама пророчествует о себе в доме Елисаветы, говоря: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48), то есть все люди.

Мы знаем, с какой любовью и уважением относился к Своей Матери Сам Иисус Христос. Еще будучи двенадцатилетним отроком, Иисус, после того как Мария и Иосиф потеряли Его в Иерусалиме, возвратился в дом родителей, потому что, как указывает Лука, находился у них в повиновении. Именно по просьбе Богородицы, как пишет евангелист Иоанн, Спаситель совершает Свое первое чудо перед учениками, претворяя воду в вино в Кане Галилейской. Поэтому и мы по примеру Архангела и Самого Господа с почтением ублажаем Деву Марию, по молитвам Которой Бог творит чудеса в этом мире.

Что же касается слов Господа блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его в ответ на возглас неизвестной женщины: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Лк. 11, 27–28), то нужно отметить, что они никоим образом не противоречат почитанию Богородицы, но, напротив, возвеличивают Ее в глазах Церкви. Господь на восклицание этой женщины, которая высоко ставила только телесное отношение Матери Христа к Ее Сыну, говорит, что для того чтобы быть блаженным, одного телесного приближения ко Христу мало, но что для этого требуется и душевная близость ко Христу, то есть охота к слушанию и хранению слова Божия, которое Он возвещает. И действительно, кто в своей жизни смог услышать и исполнить больше слов Божиих, чем Та, Которая родила и пребывала рядом со Своим Божественным Сыном до Его тридцатилетия?

В Евангелии Господь, указывая на Своих учеников, говорит: ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12, 50). Тем самым Он являет в лице верных учеников близких Себе людей, то есть избранных или святых.

Когда мы призываем на помощь в наших молитвах к Богу Пречистую Богородицу или святых, то ощущаем себя частью единой Церкви, соединяющей небо и землю. Мы призываем на помощь тех, кто стал близок к Богу, и по примеру которых мы устраиваем нашу жизнь для вхождения в Царство Небесное. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать