28 июня. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе

28 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 5 -  13 

 

5. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

6. Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9. ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12. а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

(Мф. VIII, 5-13)

 

Капернаум - город небольшой, но важный, здесь находился гарнизон римского войска для поддержания порядка. Иудея в это время входила в состав Римской империи, и здесь действовали все ее правила и законы, этим объясняется и присутствие в ней части армии Рима. В римскую армию брали, пожалуй, представителей всех народов, порабощенных Римом, только не иудеев. Поскольку было известно об их свободолюбии и крайне негативном отношении к нынешней ситуации и власти, понимали, что они могут предать в любую минуту: считая себя богоизбранным народом, иудеи не допускали общения с язычниками.

Поэтому особенно удивительно описываемое событие. Сотник – это командующий сотней войск (римский гарнизон состоял из многих сотен), по-латыни сотников еще называли центурионами. Как говорят историки, это были уважаемые люди, отважные, мужественные, сильные и ответственные, те, кто могли и выполнить приказ, и правильно поставить его для своих подчиненных. Солдаты их слушались, боялись, любили и почитали. Сотники не были случайными людьми и образовывали костяк армии.

Один из них приходит к Христу с просьбой. Одно это удивительно: откуда в этом человеке появился интерес к иудеям, их религии, событиям, происходящим в их жизни? Правда, здесь уже дается некое объяснение: любовь сотника к своему слуге показывает, что по своей душе он был очень высок в очах Божиих. Любовь - это то, что делает нас очень близкими Богу, но любовь не как блудная страсть, а связанная с жертвенностью, забвением самого себя, желанием помиловать человека. Этот сотник был близок Богу, в нем была чуткость к правде и истине, и, благодаря своему внутреннему состоянию, он смог принять весть об Иисусе из Назарета как о чудотворце и пророке Божием. Не будучи воспитанным в иудейской вере, многого он не знал и не понимал, но в нем было ощущение, что в этом человеке правда и Он может помочь. Еще раз повторим, что очи сердца этого сотника были открыты именно благодаря его любви к ближним.

Как римские, так и греческие историки свидетельствуют, что в те времена считалось, что у человека три вида собственности: одна неодушевленная, а две одушевленные, только из них одна может разговаривать, а другая нет. То есть на один уровень ставились рабы - люди, собаки, лошади - скотина и повозка, дом. То есть раб не  человек, и относиться к нему можно как угодно. Потому вдвойне удивительно слышать, что сотник идет и просит за своего раба.

Наверное, он знает, что отношение к Христу разное, многие люди даже чураются общения с Ним, особенно люди знатные, чтобы о них не сказали, что они ученики Христа и тем самым как-то унизили. Но сотник, человек, наделенный властью, переступает через эти человеческие предрассудки, идет и просит о помощи.

Господь отвечает: «Я приду и исцелю его». Это тоже удивительные слова, потому что для иудея прийти в дом язычника означало осквернить себя, это была страшная вещь, которую невозможно было представить. Христос же говорит: «Я приду и помогу тебе: Я выше таких нелепых пониманий закона и вообще жизни».

И дальше сотник являет свою веру, говоря: «Господи, я недостоин, чтобы Ты пришел ко мне. Я предполагаю, как тяжело Тебе, будучи евреем, войти в мой дом: Тебя будут осуждать. Не делай этого, я верю, что Ты можешь исцелить и так. Я сам начальник и знаю, что  такое отдавать приказы и как их слушают мои воины. Хотя и я сам человек, находящийся в подчинении и исполняющий приказы вышестоящего начальства. Но я верю, что Ты можешь отдать приказ и все послушают Тебя. Ты отдашь приказ болезни – и болезнь уйдет. Что Ты пожелаешь, то и сбудется». За этими стоит ни больше ни меньше как вера во Христа как в Бога, только это не было произнесено.

«Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Иудеи такой веры не являли, так доверять Ему не мог никто из них. И Господь произносит пророчество: «Многие придут с востока и запада. Многие из тех, кого вы считаете язычниками и людьми недостойными, явят пример удивительной веры и жизни». Здесь Он говорит о христианах. Те же, кто сейчас считают себя праведными и достойными вечной жизни с Богом, пойдут во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов, из-за того что не пожелали покаяться и измениться.

«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать