Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 36 - 43.
36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38. поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого;
39. враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41. пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42. и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43. тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Мф. 13, 36–43)
После того как Господь отпустил народ, ученики Его приступили к Нему с просьбой разъяснить притчу о плевелах. Две прошлые притчи о горчичном зерне и закваске были понятны ученикам как более ясные. Эта же притча имела страшную угрозу относительно кончины, что и смущало апостолов.
Тогда Господь изъяснил смысл притчи в следующих словах: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы (Мф. 13, 37–39).
Смысл притчи предельно ясен. Ученики же Христовы ожидали, что с пришествием Господа в мир наступит Суд и завершится противостояние между добром и злом. Тогда же, по их мнению, совершится полное разделение и судьбы сынов Царствия и сынов лукавого совершенно определятся. Спаситель же говорит о том, что все это будет лишь при кончине века.
Евфимий Зигабен поясняет: «Сынами Царствия называются соблюдающие правую веру, так как они посеяны Царем Христом, чтобы произрастить добродетель, и должны будут наследовать Его Царство; сыны же лукавого – еретики, так как они посеяны диаволом, чтобы произрастить зло, и должны равным же образом наследовать уготованный ему огонь».
Говоря о наказании, ожидающем сынов лукавого, Спаситель указывает: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13, 41-42). Сожжение в огненной печи было известно слушателям Христа из книг Ветхого Завета: так, Иуда, сын Иакова, осудил на сожжение свою невестку Фамарь (Быт. 38, 24); Давид бросил в обжигательные печи покоренных им жителей города Раввы (2 Цар. 12, 31); Навуходоносор велел бросить в раскаленную огнем печь Анания, Мисаила и Азария, не поклонившихся золотому истукану (Дан. 3, 21).
Борис Ильич Гладков отмечает: «Вообще у народов востока сожжение живьем было одним из обыкновенных способов смертной казни, и казнь такая была самой ужасной и мучительной. Поэтому Господь, говоря о страшном наказании грешников в будущей вечной жизни и желая наглядно представить Своим слушателям их судьбу, указал на казнь в огненной печи как на некоторое подобие того, что их ожидает, если они не покаются и не возродятся к новой жизни».
Но, как становится понятно из слов Спасителя, Он не трогает до времени плевелы, являя Свое бесконечное милосердие и не позволяя истребить еретиков, чтобы вместе с ними не пострадали и не были уничтожены и праведные.
Блаженный Феофилакт пишет: «Что должно было сказать, то сказано выше. Ибо мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым позволено быть до конца мира. Если мы будем убивать и истреблять еретиков, поднимутся раздоры и войны; а при раздорах и многие из верных, может быть, погибнут. Но и Павел, и разбойник были плевелами, прежде чем уверовать, но они не были истреблены в то время ради имеющей произрасти в них пшеницы, ибо в последующее время они принесли Богу плод, а плевелы пожгли огнем Святого Духа и пылом своей души».
Что же касается праведников, то Господь указывает, что они воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Так как солнце кажется нам сияющим ярче всех звезд, Господь сравнивает славу праведников именно с ним.
Блаженный Иероним Стридонский замечает: «В настоящей жизни свет святых сияет перед лицом людей, а после кончины мира праведники просияют, как солнце, в Царстве Отца своего».
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о тех мучениях, которые ожидают нераскаянных грешников и той блаженной участи, которая ожидает верных Богу и исполняющих Его волю. Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что каждому человеку Господь предоставляет возможность покаяться и спасти свою душу. Для этого нужно лишь взрастить в сердце зерно духа, которое Божественный Сеятель посеял в нас Крещением и Евангельским учением. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!