27 ноября. Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе

27 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 14, ст. 12–15. 

 

14.12. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

14.13. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14.14. и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

14.15. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

(Лк. 14, 12–15)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о словах, сказанных Господом в доме фарисея в субботний день. Помимо семьи хозяина в доме присутствовали и приглашенные гости, каждый из которых старался занять место поближе к хозяину, так как на этих местах всегда сидели наиболее почетные и знатные гости.

Заметив такое стремление поставить себя выше других, Христос обратился к ним с притчей, научающей мудрости смирения: не следует самовольно садиться на первое место, возвышая самого себя, но, напротив, необходимо смиренно ждать такого приглашения от хозяина пира.

Затем, воздавая почесть хозяину дома, Господь обратился и к нему. Христос замечает, что все гости, приглашенные на этот пир, являются родственниками, друзьями и богатыми соседями хозяина, от которых он вправе ожидать взаимного приглашения, чтобы быть в расчете. Именно поэтому Спаситель наставляет: Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь (Лк. 14, 13), то есть тех, которые сами не могут отплатить тем же, но за которых Бог воздаст в будущей вечной жизни.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Заметив, что он пригласил только друзей своих, родственников и богатых соседей, Господь внушил ему, что неправильно приглашать только тех, от которых можно получить ответное воздаяние за угощение, а надо приглашать нищих, увечных, слепых и хромых, которые ничем воздать за приглашение не могут; нехорошо гнушаться бедных, как делали это фарисеи, а надо смотреть на трапезу, как на дело, могущее иметь нравственную цену, как на доброе дело».

Христос не воспрещает этим дружеские и родственные отношения, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Речь идет лишь о том, что за добрые дела по отношению к тем, которые не остаются за то в долгу, награда будет получена уже здесь, на земле, а потому рассчитывать на награду в будущей жизни за такие добрые дела не следует.

Святитель Феофан Затворник замечает: «В указании кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних в видах воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет. В Нагорной беседе о всех богоугодных делах – молитве, посте, милостыне – Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно».

Словами сегодняшнего евангельского чтения Господь призывает нас обратить внимание и на мотивы нашей щедрости. Одни дают из чувства долга или обязанности. Другие – из личного расчета, сознательно или несознательно смотря на свои даяния как на капиталовложение. Но такой дар не имеет ничего общего с щедростью и милосердием, являясь лишь проявлением рассудочного эгоизма.

Иные дают из чувства превосходства, для удовлетворения собственного тщеславия и своего чувства власти над людьми. Иные же дают потому, что не могут не давать. Это и есть единственно правильный дар. Закон Царствия Божия гласит: человек, дающий с целью получить вознаграждение, не получит его; но человек, дающий без всякой мысли о вознаграждении, будет достойно вознагражден. Искренним является лишь дар, происходящий от неудержимого порыва любви.

Александр Павлович Лопухин поясняет: «… Гоняясь за земной оценкой своих действий, хотя бы и хороших, люди теряют право на получение небесной награды. С этой точки зрения действительно опасно, когда за каждое наше хорошее дело мы будем находить себе награду на земле и принимать эти награды: мы, так сказать, получим свое, и на другое, высшее, рассчитывать не можем».

Господь, дорогие братья и сестры, призывает нас к всецелой и несравненной щедрости. Самое важное – это благодеяние без всякой надежды на воздаяние, чтобы мы научились любить, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать