27 мая. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу

27 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 16, с 15 по 23 стих. 

 

15. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

 

16. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.

 

17. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?

 

18. Итак они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.

 

19. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?

 

20. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.

 

21. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

 

22. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;

 

23. и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

 

 

(Ин. XVI, 15-23)

 

Господь общается с учениками Своими и говорит, что скоро их оставит. Ученикам тяжело слышать это, им хочется, чтобы Он пребывал с ними вовек. Не надо забывать, что ученики - плоть от плоти своего народа. Иудейский народ обладал своей культурой, своим представлением о мире, сложившимися отношениями с Богом, определенными вероучительными воззрениями, в которых было и много неверного, искаженного. Как мы  часто видим в Евангелии, Господь исправляет иудеев, учит их, как правильно понимать волю Божию. Одним из представлений было, что когда Мессия придет на землю, то наступит золотой век: иудейский народ соберется, займет главенствующую позицию среди прочих народов, населяющих землю. Все будет очень хорошо: не будет болезней, голода, страданий. Прекрасные, замечательные ожидания, каждому человеку хочется чего-то подобного. Но иудеи, как и всякий человек, не могли видеть вопрос во всей полноте. Господь пришел не для того, чтобы оправдать какой-то один народ, а остальным четко показать их место. Каждый человек любим Богом, каждый является творением Божиим и в своем потенциале может стать Богом по благодати. Господь приходит на землю ради всех, а не ради кого-то одного. Он приходит для того, чтобы не просто освободить людей от земных временных проблем, а дать им принципиально новую жизнь: освободить от смерти, дать возможность прийти в состояние святости, чтобы смерть никогда не смогла владеть ими, чтобы все это ушло в прошлое и никогда не возвращалось. Для этого и нужно было Богу стать человеком и умереть за нас с вами, умереть, чтобы воскреснуть - таким образом побеждается смерть.

 

Апостолам, как обычным людям, это непонятно и неприятно. Им хочется, чтобы было так: сейчас наступила бы эра новой жизни и если что-то и поменялось, то только внешне. Господь им говорит: «Я уйду», и от этого их сердца исполняются печалью. Утешая, Христос говорит: «Все, что имеет Отец, есть Мое. Об этом подумайте: Я и Отец одно, Я исполняю волю Божию, и то, что Я творю, есть величайшее благо для каждого человека. Не печальтесь о том, что сейчас разрушаются ваши мечты, они разрушаются, потому что неверные. Научитесь принимать волю Божию полностью: не только, когда вам это удобно, а всегда, даже, когда вам от этого печально, грустно и тяжело. Примите - Я и Отец одно».  «Все, что имеет Отец, есть Мое» - эти слова тоже говорят о равенстве Сына с Отцом в их божественности.

 

«Потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам». Здесь Господь говорит о Духе Святом, Который придет к апостолам, напомнит им обо всем; и Дары Божии будут доступны всем христианам, потому что Отец и Сын - одно и все у Них общее.

 

«Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу». Снова звучат слова: «Скоро наступит время, когда Я вас покину, когда Меня убьют на Кресте. Но скоро и вернусь к вам – в третий день воскресну». Слова «Я иду к Отцу» говорят о том, что исполняется воля Божия и смерть Христа не тупик, как у обычного человека, которого убили, и он не властен над собой: душа его уходит, и сам он не может соединиться с телом, человек не может сам воскреснуть. Господь здесь говорит: «Я исполняю волю Бога Отца и иду к Нему, а все, что Отца – власть над жизнью и над смертью, вообще все, что связано с жизнью, - также и Мое. Соответственно, не бойтесь этого, будьте мужественны».

 

«Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня». Ученикам это непонятно, и они рассуждают: «Что такое Он говорит: вскоре не увидите и опять вскоре увидите? Он нас покинет и уйдет в какое-то селение, где нас не будет, а потом вернется? Что означает «Я иду к Отцу?» Слова Господа апостолы воспринимаются по-земному: они не могут заглянуть за ту грань жизни и смерти, через которую пройдет Христос, но это нисколько не делает их виноватыми.

 

Господь, уразумев, что хотят спросить ученики, говорит: «Вы не понимаете, что Я сказал вам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Будет так. Истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется». Здесь под «миром» понимаются враги Христовы – иудеи, книжники, первосвященники. Для них, как желающих жить по законам мира сего и оставаться в своем ветхом состоянии, когда смысл существования лишь в обладании земными благами и ценностями, смерть Христа  (как им тогда казалось) была освобождением: «Нет Того, Кто нас укоряет, нет Того, Кто нас обличает, причем как бесстыдно обличает, принародно. Наконец-то мы с Ним расправились». Действительно, они будут радоваться. А для учеников Христовых – тех, кто уже вкусили начало новой жизни, стали новыми сосудами, которые вскоре примут обилие Даров Духа Святого, -  это скорбь. Но Господь их утешает: «Печаль ваша в радость будет. Вам тяжело и скорбно, но потерпите немного. Как женщина, когда рожает, ей очень тяжело и она скорбит, но ребенок родился - и понимание причастности к чуду явления новой жизни превосходит все скорби. Та радость, которая коснется ваших сердец, когда вы снова увидите Меня Воскресшим, смоет океаном Божественной любви все ваше горе, всю вашу печаль». Тяжело будет апостолам, когда Господа схватят, ужасным образом осудят и убьют на Кресте. Зная об этом, Он утешает и заранее готовит их к этому. Можно представить, что если бы Он не сказал им об этом, если бы для них это все было внезапно, как холодная вода за шиворот: все вроде было хорошо - и убили их Учителя, какое это было бы сильнейшее разочарование. Апостолы и так едва не дошли до отчаяния, но все-таки помнили: «Учитель нас предупреждал об этом, давайте подождем хотя бы три дня в Иерусалиме, не будем разбегаться».

 

«Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». «И в тот день – день Воскресения, вы не спросите Меня ни о чем, потому что все поймете, все будете чувствовать и осознавать, для вас это будет и удивительно, и страшно, и очень воодушевительно: все действительно произошло так, как сказал Учитель». «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам».

 

Всем нам напоминаю о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или по две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами!

 

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Нина Кирсанова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать