27 февраля. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

27 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Сегодня мы разберем вопрос от Нины Ивановны из Москвы:

Что такое достойный плод покаяния и как его сотворить. Нина Ивановна Тюнина

Обратимся к тексту Евангелия от Луки:

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния…

(Лк. 3, 7–8)

К Иоанну действительно приходили самые разные люди, даже те, кого вряд ли можно было здесь ожидать. Матфей, а также Лука сообщают, что к Иоанну приходили фарисеи и саддукеи. Это были члены противоположных друг другу религиозных течений, испытывавших друг к другу враждебные чувства.

Из всех новозаветных авторов только евангелист Иоанн Богослов указывает подлинную причину посещения Иоанна представителями религиозных властей – не для омовения, а, так сказать, с целью инспекции, чтобы узнать у Иоанна, кто он такой и какие у него имеются  полномочия, чтобы совершать очищение людей от грехов. Кстати, греческий текст у Матфея также позволяет понять, что фарисеи и саддукеи пришли не для омовения, а чтобы как-то воспрепятствовать ему.

Гневные слова прозвучали в адрес людей, абсолютно уверенных в своем превосходстве над другими. Фарисеи почти всех остальных считали грешниками, проклятыми Богом. Саддукеи представляли собой храм. Кто мог быть ближе к Богу, чем они? Но Иоанн называет их змеиным порождением, или отродьем. Как змеи меняют кожу, оставаясь такими же злыми и опасными, так и омовение не преобразит порочных людей. Ведь оно не магический обряд, а знак глубинного преображения всего человека. 

Кто внушил вам бежать от будущего гнева? (Лк. 3, 7). Это риторический вопрос, и вероятный ответ на него: «Конечно, не я, не Иоанн». Бог в Священном Писании не раз назван сердцеведцем, Он судит не по тому, каким человек кажется, а по тому, что он на самом деле из себя представляет.

Вот почему очень важен в понимании этих слов следующий стих: Сотворите же достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8).

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Можно было бы сказать, что плоды покаяния – это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в обновлении жизни, освобожденное от дебелости буквы».

Интересно рассмотреть само слово «покаяние», как оно понимается в книгах Священного Писания.

В ветхозаветных книгах словом «покаяние» передается еврейское «тшува». Буквальный перевод этого слова – возвращение, поворот жизни, обращение к Творцу. К примеру, в 30-й главе книги Второзаконие мы смело можем заменить слово «обратишься» на слово «покаешься», и текст не потеряет своего смысла:

Когда придут на тебя все слова эти – благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь, Бог твой, и обратишься (!) к Господу, Богу твоему, и послушаешь глас Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыновья твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих, и умилосердится над тобой, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой.

(Втор. 30, 1–3)

Прекрасной иллюстрацией покаяния, в ветхозаветном понимании, является всем нам известная притча о блудном сыне, а точнее – о милосердном отце! В какой-то момент своей жизни главный герой рассказа осознает никчемность своего существования и говорит сам себе: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отец! Я согрешил против неба и пред тобой и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15, 18–19).

Этот действенный переворот в мыслях и поступках блудного сына был привычным образцом покаяния для людей времен Иисуса Христа. Нам самим порой очень не хватает смелости и воли признаться в бессилии и обратиться к Небесному Отцу за помощью и прощением.

В греческом языке Нового Завета «покаяние» передается словом «метанойя». Данное слово состоит из двух частей: мета – это приставка, обозначающая «изменение» (вспомним из курса биологии слово с такой же приставкой, обозначающее изменение формы бабочки, – метаморфоза). Итак, «мета» – это некая перемена. А вот вторая часть слова образована от древнегреческого «нус», что переводится как «мысль», «ум», «мнение», «разум» или даже «образ мыслей». Таким образом, «матанойя» переводится как «изменение ума, образа мыслей».

Некоторые полагают, что покаяние – это сожаление о своих дурных поступках. Но это в корне не так. К примеру, митрополит Сурожский Антоний пишет, что покаяться «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, все остальное становится на новые места, получает новую глубину».

В Евангелии есть наглядный пример истинной метанойи, точнее ее отсутствия, ведь плохой пример – тоже пример! Помните, когда к Христу пришел молодой человек и задал вопрос, как ему обрести вечную жизнь. И Христос ему ответил: если ты выполняешь все заповеди, то тебе остается сделать только одно: продать свое имение, раздать деньги нищим и пойти со Мной. Молодой человек отошел с тяжелым сердцем, потому что он был богат и не мог осуществить названные изменения.

Этот человек был праведен, шел по путям заповедей, но он не смог осуществить изменение своего ума, он не смог сделать себя полезным христианству, он не пошел за Христом и не исполнил заповедь, связанную с изменением его жизни.

Таким образом, покаянием является состояние смиренного человека, живущего в Боге. Вся наша жизнь должна являться «плодом покаяния», кардинального изменения греховного устоя на спасительный закон любви к Богу.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы