27 апреля. Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес

27 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 4, с 46 по 54 стих. 

46 В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

(Ин, 4, 46 — 54)

 

В сегодняшнем евангельском отрывке мы слышим о чуде исцеления. Прежде чем говорить о самом чуде, попробуем представить ту ситуацию: Капернаум — город не очень большой, но довольно важный в то время. В нем жил некоторый царедворец. Имя его не упоминается, но оно нам и не важно. Это был человек, наделенный определенной властью, почетом среди людей, имеющий какое-то влияние. Как мы знаем, люди в подобных обстоятельствах очень часто высоко думают о себе, склонны верить лишь себе, доверять, надеяться на себя, а к людям, которые проще их, обычно относятся с высокомерием и надменностью. Но такое всегда бывает с человеком до поры до времени, пока какая-то скорбь не касается его жизни, такая скорбь, которая бы дошла до сердца. С этим царедворцем и произошло нечто  подобное: заболел сын, которого он очень сильно любил. Это произвело такой эффект - царедворец смиряется и начинает искать Христа. Почему смиряется? Мы знаем, что в обычном, бытовом смысле Спаситель наш не представлял из Себя чего-то особенного. Это был сын плотника из Назарета, который наследовал профессию своего мнимого отца Иосифа. Человек простой, не имеющий общественной силы, власти, исключительного значения среди людей, особенно во время, когда Он вышел на дело проповеди. Многие сильные века сего, может быть, даже и презирали Его, гнушались, относились с насмешкой к Нему и Его ученикам: «Что могут эти простые рыбаки? Что может этот некнижный, неученый проповедник из Назарета?». Так бывает, пока что-то серьезное не касается тебя самого.

Но заболел ребенок у царедворца, и он начинает искать Христа, чтобы Тот исцелил сына. Конечно, несмотря свое возможное отношение ко Христу, он не мог не слышать о тех чудесах, которые происходили, разговоры людей о них. Весть о Спасителе, как о Человеке, Которому подвластно все, передавалась из уст в уста, и дошла до него. Что мы видим? Скорбь настолько велика, что он живет в Капернауме и постоянно ожидает новых вестей, когда в Галилею вернется этот молодой проповедник. Господь до этого момента находился в Иудее. Услышав, что Он возвращается, царедворец сам идет к Нему. Евангельское повествование дает нам увидеть, что они встречаются не в Капернауме, а довольно далеко от него. Должно было пройти более суток пути, чтобы царедворец встретился со Христом. И опять мы можем поразиться той перемене в человеке, которая происходит от скорби по любимому человеку, от соболезнования и чувства милосердия. Это очень важно. Чаще всего, именно это является одной из причин того, почему Бог попускает человеку болезни.

Болезнь сама по себе нужна человеку для спасения его души. Болезнь учит его как минимум терпению. Очень часто через болезнь ближнего получают огромную пользу для своих душ и те, кто ухаживают за ним, через те же терпение, милосердие, сострадание. Эти скорби зачастую побуждают человека искать помощи свыше. Царедворец, скорее всего, был человеком не бедным. Наверное, он уже испробовал все способы, и лучшие врачи были приглашены, и деньги им уплачены. Но ситуация дошла до того, что сын был при смерти. Тогда человек делает выбор: «Все, уже надежды ни на кого нет, буду искать помощи свыше». И находит Христа. Что же говорит ему Господь? «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Почему такая фраза? Конечно, Спаситель видел сердце этого царедворца и понимал, что ему нужно. И, конечно же, будучи человеколюбивым, желал ему помочь. Но важно было не только исцелить ребенка, а еще и помочь его отцу - исцелить недуг его души, сердца. В чем заключался недуг? Как раз из этих слов Христа его и можно увидеть: иудеи, как и все прочие люди, населяющие землю, болели общей болезнью — привязанностью к земному. Эта привязанность побуждает человека постоянно опираться на какое-то земное представление, на свое привычное мнение, на что-то, что его окружает.

Оторваться от земного и начать искать небесное человеку очень тяжело. От этого он постоянно ставит под сомнение то, что может сделать Бог. Иудеи часто требовали от Христа доказательств: «Да, Ты исцелил, но докажи, что это не само по себе произошло! А вдруг это совпадение? Вдруг это вообще бесы Тебе помогают?». У них были постоянные сомнения, требования новых подтверждений силы и власти. Спаситель сокрушается, говоря: «Ну что же вы за люди? Почему вы постоянно мешаете сами себе с открытым сердцем обратиться к Богу и уверовать? Зачем постоянно ищете знамений и чудес?». Отец этого больного сына представлял, что Иисус придет в его дом, будет что-то делать, прикоснется к больному ребенку, совершит какое-то чудо - и вот тогда все и произойдет. Нужен был какой-то особенный эффект, с которым связывали явление силы Божией. Господь подразумевает, что все это вообще не нужно: «Если ты веруешь в Меня, успокойся и доверься Мне во всем. Пусть Я решу Сам, как исцелять ребенка». И мы видим, что царедворец этот подвиг совершает - говорит: «Да, Господи, приди и сделай все, пока не умер сын мой». Иисус и дальше испытывает его: «Пойди, сын твой здоров. Если ты Мне веришь, что Я могу прийти и исцелить его словом, тогда ты понимаешь, что для Меня расстояний не существует. Я и здесь могу сказать, пожелать выздоровления. Если ты доверяешь Мне, твой ребенок выздоровеет. Готов ли ты пойти дальше? Довериться Мне?». Это очень важное явление — довериться Богу, не засомневаться, не начать роптать, искать и требовать своего, не начать предъявлять Богу какие-то условия: «Ты сделай так-то и так-то». Но взять и довериться, как ребенок своему отцу: «Господи, пусть будет по слову Твоему».

Царедворец поверил слову, которое сказал ему Иисус, - и пошел. И мы видим, что награда не заставила себя долго ждать. На дороге его встречают слуги, пока еще он домой не вернулся, и говорят, что сын его  выздоровел. «Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его». Вот это напряжение сердца, веры царедворца в итоге спасает и его, и через него всю его семью. Он, будучи в духовном восторге, несомненно просветил своей верой и всех своих ближних.

Всем напоминаю о необходимости чтения Священного Писания хотя бы по одной или две главы в день. Христос Воскресе!

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Наталья Маслова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать