Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 12 - 20.
12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15. Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
(Ин. 8, 12–20)
Иудейский храм состоял из нескольких дворов, где молились верующие люди. Сокровищница храма, ставшая местом беседы Христа с иудейскими начальниками, была расположена недалеко от места собраний синедриона, в одном из дворов. Конечно же, здесь всегда было множество людей, а потому трудно было найти лучшее место, для того чтобы собрать группу благочестивых слушателей для поучения.
Спаситель обращается к слушающим Его людям со словами: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Можно догадываться, что поводом к этому поучению послужило напоминание на празднике кущей о том, как чудесный огненный столб освещал в пустыне путь иудеям и привел их в землю обетованную. То был свет, руководивший одним только еврейским народом и направлявший его к лучшей, чем в Египте, земной жизни. Христос же пришел указать не одним евреям, а всему миру путь к блаженству вечной жизни.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Слово “свет” как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков. Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель Божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте. Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа и идти за Ним».
Фарисеи же, слыша эти слова и опираясь на общепринятое правило, по которому никто не может быть свидетелем в своем собственном деле, ответили Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно (Ин. 8, 13). Конечно, они поняли значение слов Христа и пытались возразить, опираясь на формальности.
На что Господь ответил: Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду (Ин. 8, 14). И в этих словах содержится сознание Господом Своего происхождения от Бога Отца, а значит, полное подтверждение достоверности Его свидетельства о Себе. А потому человеческое суждение фарисеев, которые «судят по плоти», то есть по внешнему виду Христа, не может быть к Нему применимо.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что этими словами Спаситель как бы говорит: «Я – от Бога, и Бог, и Сын Божий. А Бог Сам о Себе достоверный свидетель. Вы же не знаете: вы, говорит, по своей воле поступаете худо и, зная, притворяетесь незнающими, обо всем говорите по человеческому разумению, не желая помыслить ни о чем выше того, что видимо».
Мысль об общении с Отцом дает Христу повод представить Отца вторым свидетелем за Себя, чем может быть вполне удовлетворено и требование закона, по которому в каждом важном деле должны выступить два свидетеля. Если же у Христа два свидетеля, Отец и Он Сам, то Его слова истинны.
Но, несмотря на то, что уже много раз фарисеи слышали речь Спасителя о пославшем Его Отце, они, притворяясь непонимающими, задают Ему вопрос: где Твой Отец? (Ин. 8, 19) В ответ на него Господь прямо указывает на единосущие Бога Сына с Богом Отцом, на то, что Отец открыл Себя людям в Сыне: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего (Ин. 8, 19).
И все это является свидетельством о Том, о Ком нельзя рассказать никакими словами, нельзя увидеть человеческими глазами — об Отце, неразлучно пребывающем в Сыне. Предстать перед Богом Отцом во всей полноте можно лишь пребывая со Христом, Который является светом, указующим истинный путь.
Нам же дорогие братья и сестры, следует помнить, что мир имеет только один источник света – Любовь Божию, которая проникает во все уголки нашего существа, обновляя и возрождая нас к жизни в этом мире и будущей вечной жизни. Помогай нам в этом Воскресший Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!