26 июня. Проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали

26 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 1 - 8

 

1. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.

2. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4. как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?

5. Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

6. Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;

7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,

8. ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

(Мф. XII, 1-8)

 

Суббота в понимании еврейского народа особый священный день. Сам Господь дал заповедь «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них дела твоя,  день же седьмый - суббота Господу Богу твоему». Суббота в те времена была последним днем недели. Следующий за ней первый день стал называться христианами воскресеньем и почитаться ими особенным образом.

У иудеев субботний день был буквально расписан: было много правил, очень сложный регламент, но все знали, что можно и что нельзя делать, какой труд нарушает субботу, а какой вроде бы допустим. Порой и сами учителя иудейского народа соглашались с тем, что исполнить все практически невозможно: всегда бывают непредсказуемые ситуации.

Итак, Господь в субботу идет засеянными полями. В те времена поля не были огорожены, хотя все знали, кому они принадлежат. Закон иудейского народа разрешал всякому человеку сорвать несколько колосьев (не пожать серпом и не унести домой - это уже будет воровство), чтобы утолить чувство голода. Что и стали делать ученики Иисуса Христа. Одно это указывает на то, что они были очень заняты, ведь обычно человек заранее готовит пищу, а здесь едят на ходу: некогда было позаботиться о себе, купить пищи, приготовить ее. Потому что Учитель стремится в какое-то место, а они, будучи верными учениками, исполняют Его волю и идут за Ним, по дороге утоляя чувство голода,  при этом  - отметим еще раз - не являясь грабителями чужого достояния.

Однако нашлись рядом те, кто увидели это и осудили. В первую очередь, конечно,  осудили Самого Спасителя: «Ведь это твои ученики, куда же ты смотришь? Ты не ешь, но они-то едят, почему ты не одернул их, не напомнил о священном законе субботнего дня?» Господь отвечает им: «Вы считаете, что мои ученики нарушают закон, делают что-то недопустимое, совершая труд». Но здесь не было ни жатвы колосьев, ни обмолачивания зерен, которые запрещал закон. Растереть зерна в руках не тот труд, который запрещался. Да и в целом у иудеев не было правильного понимания субботнего дня, о чем и говорит Господь, приводя два примера, которые для всех были очевидны и всеми спокойно принимались.

Спаситель напоминает им о царе Давида, которого все почитали как праведного человека. Если у него и были ошибки, то всегда было и покаяние, покрывающее все его прегрешения. Однажды Давид спасался бегством от Саула и вошел в Дом Божий, скинию, и поскольку был голоден сам и бывшие с ним, то встретившие их священники сжалились и дали вкушать им хлебы предложения. Это хлебы, которые приготавливались заранее для использования во время богослужения. Хлебы возлагали на специальный стол, жертвенник, двумя рядами по шесть хлебов, где они пребывали несколько дней. Потом их меняли на новые, а прежние съедали священники - это им вменялось в обязанность. Никто из других людей не имел права брать эти хлебы. Но здесь из жалости к Давиду ему позволяют насытиться этим хлебом. Была явлена любовь к человеку, и никто тогда не осудил ни Давида, ни этих священников.

Другая ситуация, которую приводит Господь: «Если вы говорите, что в субботу нельзя делать никаких дел, причем не разделяете дела на добрые и злые, но считаете недопустимыми любые, вспомните тогда, что делают в субботу священники». В субботу приносилась жертва Богу: заколались животные, и особенно много - в праздничные дни. Жертвенных животных омывали, заколали, разделывали, совершали жертвенное сожжение - и всем этим занимались священнослужители. С утра до вечера им приходилось выполнять тяжелый и суетный труд. В церковнославянском варианте даже употреблено выражение «священники сквернят субботу». То есть оскверняют субботу и при этом невиновны. Вывод один - не всякое дело запрещается Богом в субботний день.

Надо вспомнить, для чего Господь установил закон о субботе. Таким образом люди приучались к тому, что какое-то время своей жизни надо отдавать Богу. Причем много не требуется: шесть дней делай дела, а седьмой - отдай Богу, то есть живи в этот день праведно, освящая его. Хотя бы один день, и может быть, так захочется жить еще и завтра, а может, и ты сделаешь всю свою жизнь постоянным субботствованием. Об этом говорят и святые отцы: долг христиан постоянно жить перед очами Божиими и все дела делать во славу Его. Тогда это был всего один день, и Бог не запрещает в него всякую деятельность, но говорит о том, чтобы убрать лишнее, прежде всего зло и грехи, суету, но добро, которое можешь делать ради Бога, оставь, наполни этот день настоящим смыслом. Давид пришел - и его накормили, ведь снисхождение - это дело любви, неужели Господь отринет его? Священники приносят в субботу жертву Богу, и здесь тоже не может быть никакого нарушения.

«Почему вы не понимаете этого? - говорит Господь. -  Потому, что вы настроены на другое, на самом деле, истина вам не нужна. Вы держитесь за собственное понимание закона, и от этого сердце ваше слепо и ум омрачен. Если бы вы хотели милости, а не жертв, если бы на первое место ставили дело любви, вам бы стало понятно, где нарушается закон, а где нет, что хорошо и что плохо. Но так как вы не стремитесь к любви и вам безразличны скорби других людей, от этого пребываете в омрачении».

И говорит им о Себе: «здесь Тот, Кто больше храма», воплотившийся Бог и с Ним апостолы, выполняющие Его волю. О каком нарушении закона тогда может идти речь? «Сын Человеческий есть господин и субботы» - Господь здесь ставит Себя превыше закона о субботе, ведь это Он дал его людям. Однако это не значит, что Христос отменяет какие-то заповеди, но лишь то, что надо в первую очередь слушать Его и Его объяснения, а не держаться своих привычных точек зрения.

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать