26 февраля. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

26 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В дни Великого поста в нашей программе «Читаем Евангелие вместе с Церковью» мы продолжаем искать ответы на вопросы, которые возникают у вас при чтении Четвероевангелия. Сегодня мы посвятим нашу передачу ответу на вопрос от Елены.

Разъясните, пожалуйста, Евангелие от Луки, глава 12, стихи с 51 по 53. Почему Господь говорит не о мире, а о разделении? Спасибо. Елена Топорикова

После притчи о верном и неверном рабах Господь произносит слова о разобщении между людьми, указывая на Себя как на причину этого разделения. Давайте вместе с вами прочитаем текст из Евангелия от Луки, глава 12, стихи с 49 по 53.

12.49. Огонь пришел Я низвести на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

12.50. Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока это свершится!

12.51. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

12.52. ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двоих, и двое против троих;

12.53. отец будет против сына, и сын – против отца; мать – против дочери, и дочь – против матери; свекровь – против невестки своей, и невестка – против свекрови своей.

(Лк. 12, 49–53)

Вокруг Спасителя собирается все больше и больше людей, которые начинают видеть в Нем Мессию – освободителя израильского народа от рабства римлянам. Воодушевленные Его словами, люди со вниманием слушают Иисуса Христа, Который предостерегает каждого от лицемерия (в начале 12-й главы Евангелия от Луки), говоря: Берегитесь закваски фарисейской (Лк. 12, 1). Затем, как в дни восстания Маккавеев против сирийского царя Антиоха Эпифана, Христос воодушевляет: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать (Лк. 12, 4).

В сознании революционно настроенного народа каждое слово Спасителя отзывалось, как бы мы сейчас сказали, – «на ура». Ведь в понимании большинства приход Мессии – это начало золотого века. Главное быть со Христом, поддерживать Его и верить Ему. Так и воспринимали, в буквальном, а не духовном смысле, слова Господа: всякого, кто исповедует Меня пред людьми, и Сын Человеческий исповедует пред ангелами Божиими; а кто отвергнет Меня пред людьми, тот отвержен будет пред ангелами Божиими (Лк. 12, 8–9).

Затем Господь говорит притчу о безумном богаче, что еще более располагает беднеющий народ. Также напоминает о уповании на Бога, призывает к бодрствованию, рассказывая притчу о верных и неверных рабах. И далее происходит то, что можно назвать не иначе, как провокацией: Он говорит о разделении в семье, в богоизбранном народе. Народе, который, по их мнению, Мессия должен сплотить, собрать и воодушевить.

Люди не понимали, что с пришествием в мир Христа начинается кризис этого мира. «Кризис» – греческое слово, оно переводится дословно на русский язык как «суд». Каждому человеку придется рассудить – готов он меняться вместе с Иисусом или нет.

Господь становится «Князем разделения», противопоставляя Себя «князю мира сего». Это разделение ни в коем случае не зло для мира, а добро. И случится оно лишь по причине греха самих людей. Без Христа люди живут во тьме своих страстей и пороков, они спокойно уживаются, так как духовно слепы и не понимают, какой вред наносят друг другу собственными грехами. Господь возжег свет этому миру, а значит, все страсти людские выйдут наружу и человечество ожидает суд, именно так стоит понимать слова Христа: Огонь пришел Я низвести на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк. 12, 49).

Далее Господь говорит о «крещении». Это не крещение Иоанново, и не христианское Таинство крещения, но образ добровольного предания Себя на осуждение и муку за грехи мира. Каждый раз, когда мы встречаем в тексте Писания слово «крещение», мы должны помнить, что за ним стоит греческое слово «баптизо», которое дословно переводится как «погружение».

Спаситель готов и желает погрузиться во все страдания человеческой жизни. Он готов стать частью сотворенного Им мира, ради спасения каждого человека, а потому и восклицает: как Я томлюсь, пока это свершится (Лк. 12, 50).

Только тогда, когда Спаситель войдет на Голгофу, в самый страшный момент Его жизни, произойдет поразительное преображение мира – будет побеждена смерть, а значит, и дана всему человечеству сила победить грех. Вместо греха – человеку будет дана возможность выбрать Бога. И этот выбор принесет не единство, а разобщение: Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение (Лк. 12, 51).

Неизбежным следствием пришествия в мир Спасителя стало противостояние между Христом и антихристом, между светом и тьмою, между чадами Христовыми и чадами диавола. И это противостояние может возникнуть даже между членами одной семьи: ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двоих, и двое против троих; отец будет против сына, и сын – против отца; мать – против дочери, и дочь – против матери; свекровь – против невестки своей, и невестка – против свекрови своей (Лк. 12, 52–53).

Но вместе с тем мы, дорогие братья и сестры, не должны забывать, что Сын Божий также и сказал в Евангелии от Иоанна: мир оставляю вам (Ин. 14, 27). Истинно то, что Христос пришел, чтобы принести мир – между верующим человеком и Богом, а также мир между людьми, сделавшими выбор в сторону Истины Божией. И те семьи, чей уклад основан на Евангелии Царства Небесного, не разделятся, но еще более скрепятся благодатью.

Нам лишь стоит сделать правильный выбор, найти в себе силы признать наши грехи, принести их в покаянии Христу и в чистоте нашего сердца созидать малые Церкви – семьи, возрастая в мире Божьем.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы