26 сентября. Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков

26 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 29–39.

 

23.29. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

23.30. и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;

23.31. таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

23.32. дополняйте же меру отцов ваших.

23.33. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

23.34. Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

23.35. да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

23.36. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

23.37. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

23.38. Се, оставляется вам дом ваш пуст.

23.39. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

(Мф. 23, 29–39)

 

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, содержат не только обличение, но и сожаление о духовном состоянии иудеев, потому как Господь знал, что они уже замыслили убить Его и тем самым свидетельствуют, что ничем не отличаются от предыдущих поколений, избивавших пророков.

Книжники и фарисеи ухаживали за могилами мучеников, украшали их памятники и утверждали, что если бы они жили в те давние времена, то не убили бы пророков. Но Господь, обращаясь к ним, замечает: таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23, 31–32).

Александр Павлович Лопухин поясняет: «… Смысл тот, что предки фарисеев и книжников старались наполнить “меру” своими беззакониями и жестоким обращением с пророками. Их потомки не только не остановились в этой деятельности, но к тем беззакониям, которые допущены были предками, старались прибавить еще новые. Ясное указание на предстоящее предание смерти Самого Спасителя и на казни Его учеников…»

По словам Господа, история Израиля – это история убийств праведников от Авеля до пророка Захарии. И если имя Авеля знакомо всем, то о каком Захарии говорит Господь?

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Одни Захарией, сыном Варахии, называют того, который был одиннадцатым из двенадцати пророков, и с этим согласно имя его отца; но когда он был умерщвлен между храмом и жертвенником, об этом Писание не говорит. Другие под Захарией разумеют отца Иоанна Крестителя. Так как это утверждение не имеет твердого основания в Священном Писании, то и отвергается оно с такой же легкостью, с какой доказывается. Третьи предполагают, что это тот Захария, который был умерщвлен царем Иоасом между храмом и жертвенником, как сообщает повествование о царях. Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иодая».

С последним утверждением согласны и многие современные толкователи Священного Писания, отмечающие, что отец Захарии, которого убил царь Иоас, мог носить два имени: Варахия и Иодай.

Почему же Иисус выбрал именно Захарию? В еврейской Библии, как и у нас, первой идет книга Бытие, но в противоположность нашей Библии в еврейской последней стоит Вторая книга Паралипоменон. Таким образом, мы получаем указание на то, что убийство Авеля было первым убийством праведника в библейской истории, а убийство Захарии – последним.

С глубокой скорбью говорит об этом Господь: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23, 37). Это слова Спасителя, скорбящего о людях, которые отказываются от помощи.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Этими словами Он хочет показать, что они всегда отдалялись от Него, по причине грехов; сравнением же изъявляет Свою любовь, потому что эта птица горячо любит своих птенцов».

Спаситель обращается к совести людей, призывая их к иной жизни и даруя свободу выбора: принять этот призыв или отвергнуть его. Господь хочет спасти каждого, но не может сделать этого без желания и участия самого человека.

Задумаемся же, дорогие братья и сестры, о том, что если мы хотим отличаться от книжников и фарисеев, то нужно не искать оправданий, а откликнуться на призыв Христа и следовать за Ним, принимая Его волю в собственной жизни.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы