Аудио |
|
Скачать .mp3 |
14.1. Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
14.2. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
14.3. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали.
14.4. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.
14.5. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?
14.6. И не могли отвечать Ему на это.
14.7. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
14.8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
14.9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
14.10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
14.11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк. 14, 1–11)
Во всех четырех Евангелиях, дорогие братья и сестры, мы встречаем семь случаев исцелений больных Иисусом Христом в субботние дни. Так, евангелист Иоанн приводит истории исцелений парализованного у купальни Вифезда (Ин. 5, 9) и слепорожденного (Ин. 9, 14), евангелист Марк рассказывает о исцелении бесноватого в синагоге в Капернауме (Мк. 1, 21). В Евангелии по Луке мы читаем об исцелении тещи Симона-Петра (Лк. 4, 38), сухорукого (Лк. 6, 6) и женщины, которая не могла выпрямиться в течение восемнадцати лет (Лк. 13, 13). В сегодняшнем евангельском тексте мы читаем о встрече Христа в субботу с человеком, страждущим водяною болезнью (Лк. 14, 2).
Господь совершает исцеления, подает здравие страждущим – это, на первый взгляд, должно было бы вселять радость в сердца людей, укреплять их веру в Спасителя как в Мессию, посланного Богом народу Израиля, но происходит диаметрально противоположное. Иудеи, в лице книжников и фарисеев, с каждым новым исцелением лишь все больше раздражаются, проникаются злобой ко Христу. Все дело в том, что, по их мнению, Господь был нарушителем закона Божия. Он совершал исцеления в субботу, а значит – работал в дни покоя, что было запрещено.
Описанное событие происходит в доме одного из начальников фарисейских (Лк. 14, 1), куда Христос пришел, чтобы вкусить хлеба (Лк. 14, 1).
Блаженный Феофилакт пишет: «Господь хотя знал развращение фарисеев, однако ж входил в дом их; входил потому, что заботился о пользе их душ. Ибо они, если желали, могли бы получить себе пользу то от слов Его и учения, то от проявления знамений. Поэтому, когда предстал на средину “страждущий водяною болезнью”, Господь смотрел не на то, чтоб не соблазнить их, но на то, чтобы оказать благодеяние нуждающемуся в исцелении. Ибо там, где предстоит очень много пользы, нам не должно заботиться о тех, кои безумно соблазняются».
Спаситель, не раздумывая, исцеляет больного. Но прежде Он задает вопрос самим фарисеям: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали (Лк. 14, 3–4). Их молчание вызвано только одним желанием – уловить Иисуса в нарушении правил субботнего дня. Фарисеи полагали, что после того, как Господь совершит исцеление, они смогут обвинить Его в нарушении закона. Но Спаситель Сам начинает говорить с фарисеями: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? (Лк. 14, 5), – и если можно оказать помощь в субботу животному, то почему нельзя помочь человеку?
В Ветхом Завете мы не найдем повеления вытаскивать в субботу осла или вола, упавшего в яму. Тут Господь обращается прежде всего к практике его современников, которые отнюдь не из жалости к животному готовы нарушить субботний день, а из своих корыстных побуждений. Животное стоит денег, и терять прибыль, причиняя себе ущерб, вряд ли кто-то захочет, даже считая себя правоверным иудеем.
И вот Господь обращается к собравшимся словами, которые даже сложно назвать притчей, скорее – это мудрое наставление: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою (Лк., 14, 8–10).
Эти слова Спасителя можно понимать двояко. Во-первых, как наставление обнаруживать смирение на пирах, не проявляя гордыни в повседневной жизни. Во-вторых, это укор в отношении фарисеев, окружавших Иисуса. Они считали себя праведными, достойными похвалы за свою преданность закону, воображая, что они выше других в глазах Божиих.
Таким образом, дорогие братья и сестры, Господь и нас с вами наставляет не стремиться занять первое место в глазах Бога, не придумывать себе величие на пиру Его славы, а проявлять смирение. Не соблюдение заповедей или постов делает нас частью Церкви Христовой, но исключительно любовь к Богу и ближнему, хотя и стремление к первому не должно исчезать из нашей жизни.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!