25 марта. И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице

25 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 1 - 7. 

 

1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3. И пошли все записываться, каждый в свой город.

4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;

7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

(Лк. 2, 1–7)

 

Свое повествование о Рождестве евангелист Лука начинает с упоминания римского императора Августа. Сам Август – это первый римский император (если не считать Юлия Цезаря), который формально не был императором. Август – это не имя, а титул, который в переводе означает «священный». Его же имя было Гай Октавий, он был внучатым племянником Юлия Цезаря, которым был усыновлен. Правление Августа Римской империей началось в 43 году до н.э. в составе правящего триумвирата, а с 27 года до н.э. он стал единоличным правителем империи.

Гай Юлий Цезарь Октавиан (такого полное его имя) был выдающимся правителем. Он прекратил гражданские войны, сотрясавшие Рим, вернул спокойствие и мир его гражданам. Немудрено, что многие современники видели в нем почти бога. А в некоторых восточных странах Средиземноморья его вообще именовали не иначе как спасителем и богом. Тем более что в 43 году до н.э. усыновивший его Юлий Цезарь был обожествлен и Август получил официальный титул «сын бога».

В самом тексте Евангелия Лука не указывает титулов и не дает никаких характеристик Августу. Для него важно лишь то, что римский император невольно становится орудием Божьего Промысла, потому что Христос родился в Вифлееме по причине его эдикта. Так Божественные замыслы воплощаются в жизнь посредством земных правителей, через поступки людей, и не помышляющих о том, что исполняют волю Бога.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (Лк. 2, 1). С этой переписью связаны большие проблемы, потому что не существует документов, которые бы подтверждали проведение такой всеобщей переписи, хотя во времена Августа действительно проводился ряд местных переписей, с целью уточнения количества людей в местности для назначения налога, а также для регистрации призывников на военную службу. У историков есть достоверная информация о переписи в Египте и Сирии, частью которой тогда являлась и Иудея. Эти данные получены из официальных документов – папирусов в ходе археологических раскопок на местах древних городов. Их этих папирусов мы узнаем, что перепись проводилась раз в 14 лет.

Не меньшей проблемой являются для понимания следующие слова евангелиста: Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк. 2, 2). Дело в том, что Публий Сульпиций Квириний начал править римской провинцией Сирия лишь в 6 или 7 году н.э., после свержения Архелая, сына Ирода Великого. До этого момента Квириний был легатом римского императора в Сирии, приблизительно в период с 4 по 1 год до н.э.

Согласно исследованиям историков, дата рождения Иисуса Христа приблизительно приходится на период с 6 по 4 год до н.э. Принятая дата нашего летоисчисления от Рождества Христова была предложена Дионисием Малым (ныне святым Румынской Православной Церкви) только в 525 году вместо принятого тогда летоисчисления от года правления Диоклетиана. В своих подсчетах Дионисий сделал ошибку приблизительно в 5 лет, соответственно, правление Квириния не совпадает с годом Рождения Спасителя.

Некоторые исследователи предлагают видеть в слове первая значение «предыдущая», и тогда перевод этого стиха звучал бы так: «Это перепись была перед правлением Квиринием Сириею». И тогда даты и события совпадают.

И пошли все записываться, каждый в свой город (Лк. 2, 3). Скорее всего, под словами в свой город стоит понимать «родной город», селение, откуда происходил тот или иной человек или даже его род. Иосиф, как мы помним из родословной, происходил из рода царя Давида, местом рождения которого был Вифлеем. Сам город располагался в семи километрах от Иерусалима и в ста сорока от Назарета, то есть примерно в трех днях пути. Именно туда, в город Давида, и отправляется Иосиф и беременная Дева Мария.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 6–7).

Эти несколько скупых строк у евангелиста Луки и являются, по сути, всем описанием рождения Иисуса Христа. Мария рождает своего Сына в месте, где нет удобств. Сын Божий явился на свет не как царь, а как человек из простой, подзаконной семьи. С самого рождения Ему не нашлось места в доме, и Он родился в сарае, где обычно укрывается от непогоды скот. Он и позже скажет о Себе, что Сыну человеческому негде голову преклонить.

Некоторых смущает указание Луки на то, что Иисус был Первенцем у Марии. Но из этого необязательно следует, что у Нее должны были быть и другие дети. Дело в том, что у первенца по закону Моисея были особые привилегии. К тому же первенец посвящался Богу, и тем самым евангелист готовит читателя к скорому переносу действия в Иерусалимский Храм.

Несмотря на то, что отрывок о рождении Иисуса Христа скромен, в нем встречаются удивительные, но с первого взгляда незначительные слова.

Спеленала – то есть сделала то, сделала бы любая мать. Но это слово указывает на полноту воплощения, на то, что младенец Иисус нуждался в обычной человеческой заботе.

Ясли – кормушка для скота, куда клалось сено или солома для животных. Это мог быть обычный ящик. И хотя наша традиционная икона изображает рядом с Богомладенцем животных, об их присутствии Лука не говорит ни слова.

Гостиница – греческое слово «ката́люма» может значить «гостиница», «гостевая комната» или вообще любое место, где можно остановиться на ночлег.

Наверняка у Иосифа и Марии в Вифлееме были родственники, которые могли их принять. Но дело в том, что палестинские дома были сравнительно небольшого размера и поэтому из-за перенаселенности Святое семейство разместили при доме, в сарае, тем более что скот в это время года находился на пастбище.

 

Пришло время, дорогие братья и сестры, ответить на один из вопросов, которые вы задаете в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте».

«Почему воины, ведшие Господа на распятие, заставили нести крест некоего Симона, шедшего с поля, а не Самого Господа?» (Антон Крестьянинов).

Как это было принято с осужденными на смерть через распятие, Иисус Сам нес Свой крест на место казни. Но Он был так истомлен и Гефсиманским внутренним борением, и ночью, проведенной без сна, и предварительным бичеванием, что оказался не в силах донести крест до Голгофы. Римские воины хорошо знали, что нужно делать в таком случае. Палестина была завоеванной страной, и потому римскому офицеру нужно было лишь похлопать какого-нибудь иудея по плечу плоскостью копья, и он должен был выполнять любое возложенное на него задание, какой бы черной или отвратительной ни была работа. Таким образом они заставили нести крест некоего Симона.

Этот человек был родом из Кирены, столицы одноименной северо-африканской области Римской империи, где проживало немало иудеев. И судя по имени, он сам был иудеем, который наверняка пришел в числе других паломников в Иерусалим на праздник Пасхи.

Рассказывая об этом эпизоде, Марк указывает на Симона как отца Александрова и Руфова. Такое указание может значить только одно: Александр и Руф были хорошо известны в Церкви, и, должно быть, в встреча со Христом этот ужасный день навсегда запечатлелась в памяти Симона и его семьи. Да и сам образ Симона очень важен для каждого христианина как образ ношения креста и следования за Спасителем.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать