24 ноября. И от всякого, кому дано много, много и потребуется

24 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 12, ст . 42 - 48. 

 

42. Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?

43. Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —

46. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48. а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

(Лк. 12, 42 – 48)

 

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим притчу о благоразумном домоправителе, которому поручено раздавать хлеб слугам. На Востоке домоправители большей частью набирались из рабов и имели почти неограниченную власть. Их полномочия включали в себя управление другими рабами, веде́ние всего домашнего хозяйства своего господина и управление его имением.

Притча повествует о следующем: господин поручил своему домоправителю, которого поставил над слугами, раздавать им своевременно меру хлеба. Если домоправитель верен и благоразумен, то будет поступать так, как ему приказано, притом всегда, в какое бы время ни возвратился господин его, и за это получит подобающую награду. Но если домоправитель, надеясь на продолжительное отсутствие господина своего, станет обижать слуг, не давая им того, что должно, сам же предаваясь беззаботному веселью, то придет господин в тот день и час, в какой домоправитель и не ждал его, и подвергнет той участи, какую заслуживают неверные и неблагоразумные рабы.

Господь также говорит о том, насколько более суровое наказание понесут знавшие свой долг, но не исполнявшие его. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12, 47–48). Кто не знает волю своего господина и делает что-либо, заслуживающее взыскания, будет наказан, потому что он мог узнать, однако же не захотел. Но его наказание будет малым по причине неведения, в то время как знание долга усугубляет степень ответственности. В последнем случае наказание будет более суровым: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48).

Борис Ильич Гладков отмечает следующее: «Выслушав эту притчу, Апостолы должны были понять, что Господин – это Христос, поручающий им, как домоправителям, раздавать рабам Его, то есть всем людям, бла́га Его учения; они посвящены в это учение, им много дано, и потому с них много и взыщется, если они вздумают отступиться от точного исполнения воли Его и соблазниться житейскими бла́гами. Но так как, с пришествием Христа на землю, всем без исключения людям предоставлена возможность познать волю Божию, то познавшие ее и, однако же, не исполнившие подвергнутся строжайшему наказанию; тем же, которые почему-либо не могли познать ее, будет оказано снисхождение».

Нам, дорогие братья и сестры, дарована непреложная истина Евангелия, п оэтому мы никогда не сможем сказать, что не знали о пути спасения, не ведали о Божественной любви, не слышали заповедей Господних.

Преподобный Макарий Великий наставляет: «…от каждого потребуются плоды добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божией благодатью. Посему, в день суда безответен пред Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он, или никогда не слыхал слова Божия, потребуются плоды веры и любви и всякой соразмерной ему добродетели, как воздаяние от произволения и воли».

Нам с вами остается помнить, что человек может достичь спасения только верой во Иисуса Христа, а значит и соблюдением Его учения. Именно учение Спасителя и определяет совершение тех поступков, которые открывают перед человеком двери в Царствие Божие . Память о том, что мы верные последователи Христа, должна всегда пребывать с нами, во все дни нашей жизни. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать