24 июня. Начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись

24 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 20 - 26

 

20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись,

22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

25. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;

26. ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

(Мф. XI, 20-26)

 

Господь укоряет города, а правильнее сказать, жителей городов, «в которых, - как сказано у апостола Матфея, - наиболее явлено было сил Его». Речь идет о знамениях и доказательствах Его Божества. Из евангельской истории известно, что Христос часто бывал в Галилее среди народа провинциального, но имеющего больше возможностей открыть свои сердца для дела проповеди. Столичные жители были увлечены своим столичным статусом,  считали себя наполненными знаниями и пониманием правил духовной жизни. Существует выражение  «нельзя наполнить полный сосуд». Так и человеческое сердце и внимание: если человек уверен в том, что они достаточно наполнены, он не будет искать ничего другого.

Господь говорит о Хоразине и Вифсаиде - это небольшие галилейские селения, по мнению исследователей, пригороды Капернаума, от которых сейчас не осталось и следа. Тем не менее, Господь часто являл в них Себя, ведь чудо Христово - это всегда Богоявление, откровение Бога о Самом Себе. Люди в своей жизни явно встречались с Богом, но что в итоге? Господь говорит: «Горе вам, люди: вы не покаялись!» Значит ли это, что у жителей этих городов были какие-то особые грехи, в которых им нужно было каяться? Дело не в этом. Если мы вспомним значение слова «покаяние» в греческом языке, то оно может быть переведено как «изменение ума». Получается, что покаяние не всегда связано с конкретными греховными падениями. Покаяние - это перемена точки зрения на жизнь, на самого себя и то, что происходит в твоей жизни. Покаяние - желание новой, другой жизни и нежелание оставаться в прежнем состоянии. Как говорил один богослов, идеальное состояние человека, готовящегося принять Крещение, то, когда он желает себе смерти: «Господи, я не хочу больше такой жизни, какая у меня, я хочу другого, хочу нового. Не хочу ветхого состояния, но хочу обновленного». Видимо, этого и не произошло у подавляющего большинства жителей этих городов. Господь являл им Себя, но люди не захотели меняться. Здесь говорится о проблеме, которая так или иначе присутствует в жизни каждого человека: мы не пользуемся возможностью, которую нам дает Бог. Кто из нас может сказать, что полностью использует все, что Бог дает ему для спасения. Как часто дело своего покаяния и исправления люди откладывают на потом. Например, идет пост, но я не буду соблюдать его сейчас, а когда-нибудь после. Надо молиться или открыть Евангелие, а человек также откладывает на потом. И это «потом» никак не наступает, отчего рождается внутреннее охлаждение.

Нельзя сказать, что Господь являл чудо, а люди оставались полностью безучастными. Кто мог равнодушно пройти мимо, когда на его глазах воскресили мертвеца либо исцелили от смертельной болезни его ребенка? Или когда из бесноватого вышел бес, говоря, что Иисус есть Христос. Люди видели все это, и, наверное, сердца их загорались, но что-то менять в своей жизни они не захотели, стали откладывать на потом, и в итоге совсем остыли. После того, как остывает сердце, у человека появляется равнодушие, после равнодушия - безразличие. Безразличие к Богу – это признак того, что человек давно умер внутри себя.  Поэтому Христос говорит сначала жителям этих городов и так или иначе каждому из нас: «Горе тебе, человек, если видя и зная все, ты не меняешься».

Господь приводит такие примеры: «...Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам».  Язычникам будет проще отвечать за свою жизнь, нежели тем  людям, которые называют себя христианами, а таковыми на самом деле не являются.

«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня». Господь имеет в виду, что если бы в Содом пришли апостолы с евангельской проповедью, то люди, скорее всего, услышали бы их и покаялись, и тогда эти города не были бы уничтожены. А в Капернаум приходили и апостолы, и Сам Бог, ставший человеком, говоря им о покаянии, но люди, имея возможность измениться, не пожелали ею воспользоваться. В этом самая главная  беда. Потому Христос и говорит, что «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».  Страшно представить, как может быть отраднее людям, погибшим в таких страшных грехах. Но все познается в сравнении: получается, что тот, кто отверг дело преображения своей души, в гораздо худшем состоянии, нежели поправший законы природы, установленные Богом. По крайней мере, жители Содома и Гоморры явно не бились с Богом, здесь же получается открытое богопротивление.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Эти слова можно отнести и к вышесказанному. Почему люди отвергают или откладывают дело своего спасения? Потому что решают сами, когда его начинать: когда начинать заботиться о душе и когда пойти в храм, когда покреститься и когда воспитывать своих детей. «Я сам все знаю, не надо мне указывать», - то есть люди видят себя мудрыми и способными на размышления о своем будущем, которое вообще находится не в их власти, и тем самым закрывают от себя свое блаженное будущее. Потому не столько Бог утаил все это от мудрых, сколько эти люди сами закрыли для себя путь спасения. Открывается же оно «младенцам», то есть людям простым, тем, которые с некоторым недоверием относятся к собственному мнению и руководствуются словами Божиими.

«Ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение».  В итоге можно сказать евангельскими словами, что всякий смиряющий себя вознесется, и всякий возносящий себя смирен будет.

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной-две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать