23 марта. Я глас вопиющего в пустыне

23 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Вновь пришло время ответить на ваши вопросы.

«Кто были те воскресшие из гробов, когда Господь умер на кресте? Какой смысл этого страшного чуда? Что они делали, когда появились, и что было дальше?»

Алена Меньшова

50. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;

52. и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли

53. и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

(Мф. 27, 50–53)

Это удивительное событие, описанное евангелистом Матфеем. Обратим внимание на то, что в момент смерти Спасителя произошло землетрясение, во время которого разодралась храмовая завеса, раскололись камни и раскрылись гробницы. Все это произошло в пятницу. Но умершие воскресли и вышли из гробов только в воскресенье, после того, как воскрес Сам Иисус Христос.

Евангелист Матфей указывает на то, что гробницы были открыты с пятницы до воскресенья, и в первый день недели, после субботы – дня покоя – они оказались пустыми, как и Гроб Господень. Это чудо было подтверждено и явлением воскресших праведников в Иерусалиме в то время, как Господь взошел к Отцу Небесному, вознеся на небо в Самом Себе всего человека, освященного благодатью Божией.

Как указывает блаженный Иероним: «Когда же говорится: явились многим, то показывается, что воскресение не было всеобщим, или для всех, а особенным для многих, чтобы его увидели те, которые удостоились видеть».

Господь не единожды воскрешал мертвых. Чудо, совершенное Им в Вифании, когда был воскрешен четверодневный Лазарь, указывает нам и на то, в каких телах были воскресшие в те дни. Это обычные тела, не прославленные, о которых говорит апостол Павел:

51. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

52. вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

53. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

54. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

(1 Кор. 15, 51 – 54)

Только тогда, при последней трубе, будет воскресение людей в нетлении, равно как и мгновенное изменение в нетление живых. А до тех пор все остается смертным. 

А что же было с воскресшими далее – к сожалению, нам неизвестно. В этом мире не на все нам даны ответы. Возможно, они стали смиренными проповедниками воскресения Христова, ничего не говоря о своем воскрешении, или же Господь вознес их на небо, как некогда Еноха и Илию. Главное, что мы можем вынести из этого события: смерть побеждена, и Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, дарует жизнь и спасение людям.

Перейдем к следующему вопросу.

«Разъясните, пожалуйста, мое непонимание: Евангелие от Иоанна, гл. 1, ст. 21, где фарисеи спрашивают Иоанна Крестителя: ”ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет . Хотя в синоптических Евангелиях есть упоминание, что Иоанн есть Илия. Как это понимать правильно?»

Нина Калентьева

Данный ответ Иоанн Креститель дает посланникам из Иерусалима. Вот как об этом пишет евангелист Иоанн:

19. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

20. Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

21. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24. А посланные были из фарисеев.

(Ин. 1, 19 – 24)

Священники и левиты – это служители храма Господня, которые пришли на Иордан к Иоанну Предтече по поручению фарисеев. Фарисеи – это эллинистическая огласовка еврейского слова פְּרוּשִׁים «перушим», которую можно перевести как «обособленные» или «отделившиеся». Такое наименование этой группе иудеев дали саддукеи, имея в виду, что первые обособили себя, подобно секте, и учили народ, по мнению саддукеев, ереси.

Несмотря на именование фарисеев еретиками, они, в отличие от самих саддукеев, получили большее уважение и почитание в народе. Поэтому фарисеи считали себя обязанными следить за нравственным состоянием общества и в том числе разоблачать лжепророков, которых, к слову, было в те времена немало. Поэтому фарисеи и отправились на Иордан к Иоанну, чтобы узнать, кто он такой. Предтеча был весьма странным в глазах фарисеев: он не только проповедовал покаяние, но и погружал людей в воду, чего не делал ни один пророк до него.

Чаяния иудеев того периода были очень горячими. Их нищета, порабощение римлянами подняли уровень ожидания кардинальных перемен на высокую планку. В их сердцах жила живая надежда на Мессию (Христа), который поднимет народ на восстание, освободит из рабства и покорит все страны мира под власть богоизбранного народа.

Именно поэтому посланники из Иерусалима задают обоснованный вопрос: «кто ты»? Креститель «не отрекся», то есть не уклонился от ответа, но сказал: «я не Христос». Тогда последовал логичный вопрос: что же? ты Илия? (Ин. 1, 21)

 

Из поколения в поколение евреи читали в Библии о великом пророке Илии, взятом живым на небо. Вот что говорит нам о нем Четвертая книга Царств:

1. В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем […]

11. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.

(4 Цар. 2, 1 – 11)

В ту пору многие ожидали возвращения Илии как провозвестника пришествия Мессии. Это чаяние было связанно с одним из пророчеств Малахии, последнего из ветхозаветных пророков, жившего около 400 года до Р.Х. Бог говорит устами пророка: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал. 4, 5).

Хотя Христос в Евангелии от Матфея Сам говорит об Иоанне: И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11,14), но Предтеча не желал, чтобы распространился слух, будто он есть Илия.

Так как же Иоанн отвечает категорично «нет» на вопрос посланников: является ли он пророком? Креститель дает очень важное пояснение своего служения: я глас вопиющего в пустыне (Ин. 1, 23). Он «голос», требующий приготовить путь Тому, Предтечей Кого он является. Он пришел расчистить путь Мессии.

Почему же Иоанн отказывается от титула «пророк», хотя, по сути, он им и являлся? Ответ весьма прост: делал он это только для того, чтобы явить людям истинный Свет Божий – Иисуса Христа – и никаким образом не заслонять Его. Это замечательный пример смирения для каждого христианина, а особенно для священнослужителей. Не себя мы должны проповедовать в этом мире, но Иисуса Христа, Господа нашего. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать