23 марта. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

23 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 57 – 66. 

 

В прошлой передаче мы рассматривали событие встречи Девы Марии и Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. Именно о его рождении и пророческой песни его отца, Захарии, мы поговорим сегодня.

57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

62. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

64. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

65. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

66. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

(Лк. 1, 57–66)

 

Рождение ребенка всегда считалось высшей радостью, особенно, если это был сын. Женщину иногда даже переставали звать по имени, называя теперь матерью такого-то сына. Но то рождение, которое описывает Лука, было чудом для всех, даже для не знавших о видении Ангела. Женщина в летах, которая на протяжении многих лет своей жизни претерпевала поношения от родственников и соседей за свое бесплодие, родила дитя. Этот родившийся мальчик и стал поводом для радости всей семье, да и всему селению, в котором произошло чудо.

Несмотря на то, что в самые древние времена имя давалось сразу после рождения, позже закрепилась традиция соединять наречение имени с обрезанием. Это стало первым письменным свидетельством того, что уже в I веке до н.э. этот обычай имел место.

Обрезание, как указывает Священное Писание (Быт. 17, 10–14), является «знамением завета» меду Богом и еврейским народом. Согласно закону обрезание совершалось на восьмой день, даже если это была суббота.

Евангелист Лука рассказывает интересную историю о наречении имени. Младенца хотели назвать Захарией в честь отца. Известно, что мальчиков часто нарекали в честь дедушки, но и традиция называть в честь отца тоже существовала. Тем более что в этом случае близкие наверняка хотели особо выразить свое почтение Захарии за оказанную ему великую милость Божию. Но Елисавета настаивает, что младенца должно назвать Иоанном, тем самым именем, которое провозгласил Ангел Гавриил Захарии у кадильного жертвенника в Иерусалимском Храме. Возможно, Захария с помощью письма заранее указал своей супруге имя их сына. Но мы не можем исключить и того, что это имя могло быть открыто Елисавете действием Святого Духа.

Тем, кто присутствовал при обрезании, показалось странным желание Елисаветы, и они обратились к Захарии, которому и принадлежала честь дарования имени ребенку, а потому спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его (Лк. 1, 62). То, что близкие спрашивали «знаками», говорит о том, что Захария не только не мог говорить после посещения Ангела, но и не слышал.

Захария потребовал дощечку, на которой и написал имя своему сыну – Иоанн. В древности, в том числе и на Руси, часто писали на дощечках, покрытых воском, процарапывая буквы заостренной палочкой. Такое совпадение желаний вызывает изумление, ведь соседи и родственники не знали, что, называя сына Иоанном, отец и мать исполняли волю Божию.

И вновь мы встречаемся с чудом, которое описывает Лука. Слова Ангела исполнились: ребенок родился, ему дали указанное свыше имя, а к отцу вернулись речь и слух. Захария, явившийся свидетелем великого события, начинает прославлять Бога, а люди, видевшие все это, исполнились страха. Этот страх объясняется тем, что присутствовавшие своими глазами увидели чудо и почувствовали близость Бога. Они распространили весть о произошедшем по всему селению, задаваясь вопросом о будущем младенца, который с самого своего рождения был озарен чудесами.

Давайте прочитаем, какими словами Захария воспел Бога:

67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

69. и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,

70. как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,

71. что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;

72. сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,

73. клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,

74. небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,

75. служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,

78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,

79. просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

80. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

(Лк. 1, 67–80)

Гимн Захарии отчасти напоминает песнь Девы Марии, которую мы с вами рассматривали в прошлой программе. Как и Мария, Захария воздает благодарение Богу за Его великие деяния милости по отношению к народу Израиля, кульминацией которых является рождение Мессии и Его Предтечи.

Захария, который на протяжении девяти месяцев был сосредоточен только на своих мыслях, не слыша звуков этого мира, воспевает хвалебную песнь Богу над своим родившемся сыном. Эта песнь соткана из текстов различных книг Ветхого Завета и наполнена болью о страданиях своего народа, угнетаемого в разные времена теми, кто пытался уничтожить само представление о едином Боге, которому покланялся Израиль.

Благословен Господь Бог Израилев (Лк. 1, 68) – такими словами начинает свой гимн Захария. Когда Бог благословляет людей, это означает, что Он одаряет их Своей милостью. Но в устах людей благословен является синонимом «восхваляем, прославляем». Таким образом перевод может звучать как: «Да будет прославляем Господь».

Нередко мы встречаем в Священном Писании выражение рог спасения, которое Захария также использует в своей песни. Поскольку на Ближнем Востоке самыми сильными животными были бык и буйвол, они являлись символами могущества и плодородия. Недаром многие восточные божества изображались в виде быков. Рога быков стали в метафорическом смысле означать силу, власть и владычество. Постепенно слово «рог» становится почти что титулом Христа, особенно в контексте славы потомка царя Давида.

В словах, обращенных к своему сыну, Захария предрекает, что Иоанн будет пророком Всевышнего (Лк. 1, 76), а также предтечей Господа, приготовляя народ к откровению о спасении и прощении грехов по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше (Лк. 1, 78).

Понятие благоутробие (по-гречески «спла́нхна») на современный русский язык можно перевести как «добросердечность». По мнению людей того времени, именно в утробе были расположены те чувства, которые нам свойственно приписывать сердцу: доброта, милосердие, любовь.

Но не менее трудным для понимания является выражение посетил нас Восток свыше (Лк. 1, 78). Греческое слово «Анатоле́» означает восход солнца, луны, звезд, сияние света, а также подразумевает Восток как часть света. Нет сомнений, что под словом Восток понимается Сам Иисус Христос, Которого по этой же аналогии Иоанн Богослов в книге Откровение называет Утренней Звездой, потому как Мессия – это Божественное Сияние, сходящее с неба, Свет, Который озаряет путь ко спасению всех людей, находящихся без Бога, то есть во тьме, ведущей к вечной смерти.

Заканчивается сегодняшний отрывок общими словами, указывающими на то, что Иоанн благополучно рос, укреплялся, то есть мужался духом (речь здесь идет о человеческом духе), жил в пустынных местах до тех пор, пока не пришло его время явиться перед народом Израиля.

 

Вопрос, на который хотелось бы ответить сегодня, звучит так: «Что означает момент, когда Христос проклинает смоковницу, которая не принесла плод, хотя было не время собирания смокв?» (Евгения Радько).

Историю о бесплодной смоковнице описывают евангелисты Матфей и Марк. В Евангелии от Луки подобная история представлена в качестве притчи. Но только у Марка мы встречаем замечание, что указанное время не было не временем собирания смокв. Это действительно сложный для понимания момент, так как только однажды слова Господа привели к разрушению, а не к созиданию. Стоит отметить, что все толкователи сходятся в одном: данная история имеет назидательный характер. Спаситель с учениками направляется в Иерусалимский Храм, который был благолепно украшен, как и смоковница была украшена листьями, но ни тот, ни другая не имели плодов.

Но как понимать слова о том, что было не время собирания смокв? Эта фраза не имеет аллегорического значения. По всей видимости, описанное событие происходит в апреле, когда плодов на смоковнице еще нет, но уже должны быть завязи, которые, пусть и невкусны в привычном понимании, но могли хоть немного утолить голод Спасителя.

Мы же продолжаем испытывать «голод» до правды Божией, изучая со вниманием Священное Писание. И если у вас, дорогие братья и сестры, появились вопросы по Четвероевангелию, задавайте их в обсуждении на официальной странице телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте». Постараемся ответить на эти вопросы в нашей передаче.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать