23 июня. Кому уподоблю род сей?

23 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 16 - 20

 

16. Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

17. говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись…

(Мф. XI, 16-20)

 

Пришедшие ко Христу Иаонновы ученики передали Ему вопрос учителя: «Ты ли Тот, Которого ждем, или ожидать нам другого?» Господь дал им возможность быть свидетелями исполнения ветхозаветных пророчеств. Он поступал так, как должен был поступать Мессия в иудейском понимании: исцелял болезни, очищал прокаженных, изгонял бесов, воскрешал мертвых. Его учениками стали не знатные или великие люди, но простые, как сказал Он Сам: «нищие благовествуют». Тем самым было показано, что любой человек может быть вблизи Христа, для этого не нужно ни родство, ни особые связи. Это очень важно, потому что спасение касается любого человека, а не избранной касты. Для любого человека открыт путь ко спасению и общению с Богом, открывшимся в воплотившемся Сыне Божием.

То, что видели ученики Иоанна Предтечи, несомненно, видели и все остальные люди: и простые, и знатные, и неграмотные, и ученые, и фарисеи и книжки, - все они точно так же были свидетелями всего этого. Мы вновь видим, что все эти разные люди делятся на две группы: одни принимают к сердцу, что видят, другие делают вид, что их это не касается. Как раз о  них слова Христа, которые мы слышим в сегодняшнем евангельском отрывке «кому уподоблю род сей?»  Господь сравнивает их с детьми, которые играют где-то на площади, они придумывают горестные ситуации и начинают петь печальные песни, а другие дети им не подыгрывают и не плачут.

Одно из толкований слов «мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали», что когда человеку плохо и горестно, для него очень утешительно и полезно, если кто-то будет ему сострадать, разделит с ним эту горесть. В традиции иудеев даже было в скорбных обстоятельствах, например во время похорон, нанимать особых людей: плакальщиков и музыкантов, играющих грустную музыку. Все это, с одной стороны, подчеркивало скорбь, с другой, служило неким утешением для сердца.

Другая игра детей - «мы играли вам на свирели, и вы не плясали», то есть мы пытались вас радовать, а вы остались безучастны к этому.

Приводя эти примеры, Господь имеет в виду состояние людей и как бы сетует: «Все делается для вас, все дается, но получается так, что вам ничего не нужно». Пришел Иоанн Предтеча со всей строгостью, чистотой, жизнью не от мира сего. Если вам нужна строгость, нечто, ни на кого не похожее, - вот  пример жизни. Но люди на это говорят: «... в нем бес», считают, что никакой нормальный человек так жить не может. Как и сейчас существует довольно много людей, которые вообще не могут воспринять такое явление, как монашество. Начинаются рассуждения о том, что это непонятная, пустая жизнь и надо работать для общества и народа,  что лучше женись и воспитай детей, от тебя так будет больше пользы. Монашество для них - непонятная жизнь по незнакомым правилам.

Господь приводит другой пример, имея в виду Себя Самого: «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».  Он показывает жизнь умеренную, доступную всем. Христос  Своим примером являл, что может стать другом любому человеку, что Он не чурается человеческой радости, общения, готов всякого утешить и всякому прийти на помощь. И о Нем говорят: «Таким, как Он, быть нельзя, потому что Он ест с мытарями и грешниками, значит, и Сам грешник». Получается, люди, не желающие что-либо менять в своей жизни, постоянно находят себе оправдание; и такому человеку невозможно угодить. Бог дает человеку для спасения все необходимое, но каждый человек сам выбирает, надо ему это или нет. Кому надо, ищет возможность, ищет способ, как усвоить благодать, а тот, кто решил, что это его не касается, всегда найдет объяснение, почему он не таков.

«И оправдана премудрость чадами ее». Те, кто согласились со словами Господа, те спасаются. Тогда меняется жизнь, самое главное меняется сам человек: он становится частью Тела Христова, наследником Царства Божия.

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной-две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать