Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1.23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
1.24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
1.25. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
1.26. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
1.27. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
1.28. И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
(Мк. 1, 23–28)
Главным местом пребывания Господа Иисуса Христа в Галилее стал Капернаум, находившийся на границе двух владений – Галилеи и Итуреи. Именно сюда пришел Господь после того, как оставил Назарет.
Некоторые исследователи предполагают, что свое название город получил от словосочетания «Кфар Нахум», что переводится как «деревня Наума». В сочинениях Иосифа Флавия это наименование звучало как «Kαφαρναουμ» [Кафарнаум]. А Блаженный Феофилакт в толковании на Евангелие переводит название как «дом утешения». «Наум» от еврейского «Нахум», что значит «утешенный».
Город был основан примерно около двух с половиной тысяч лет назад. К I веку нашей эры он процветал благодаря своему местоположению на границе государства Ирода Антипы. Через Капернаум пролегали торговые пути от побережья Средиземного моря до Сирии и Малой Азии. Город отличался благотворным климатом, материальным изобилием и имел все для того, чтобы народ, желая слушать Иисуса, стекался туда во множестве. Живя в Капернауме, Господь учил по субботам в синагогах.
Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет: «Синагогами назывались дома для молитвенных собраний евреев. Богослужения и жертвоприношения могли совершаться только в Иерусалимском храме, однако во время плена евреи почувствовали крайнюю необходимость в молитвенных собраниях для совместного чтения книг Закона и общей молитвы. Такими местами и стали синагоги. После возвращения евреев из плена синагоги сделались необходимой принадлежностью всякого еврейского поселения как в самой Палестине, так и во всех местах еврейского расселения».
Именно в синагоге Господь сотворил чудо исцеления бесноватого. Итак, после проповеди Спасителя в синагоге в одном из слушавших обнаружился бес, который закричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мк. 1, 24).
Нечистый дух ощущал Божественную благодать, исходящую от Христа, и вольно или невольно засвидетельствовал святость Спасителя, называя Его Святый Божий . Этот крик стал невольным исповеданием истины, вызванным присутствием Сына Божьего, и являлся воплем страха раба, воображению которого при встрече с господином неминуемо представляются ожидающие его истязания и муки. Но Господь никогда не принимал свидетельств о себе от злых духов, а потому запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него (Мк. 1, 25).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Господь не хочет слышать признания Его Мессианского достоинства из уст бесноватого: после могли сказать, что только сумасшедшие признавали Христа. Вместе с повелением “умолкнуть” Господь дает повеление злому духу “выйти” из бесноватого. Этим Господь показывает, что Он действительно победил сатану».
После повеления Спасителя бесноватый исцелился, так как дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него (Мк. 1, 26). Не имея возможности прикоснуться ко Христу, исполненный ненависти к Нему, он вымещает свою злобу на этом бедном человеке.
Борис Ильич Гладков замечает: «В этом событии изгнания злого духа особенно обращает на себя внимание то обстоятельство, что к Иисусу обращался, очевидно, не одержимый бесом, а сам бес; одержимый же только исполнял беспрекословно волю беса, говорил то, что тот ему внушал; да и Иисус Христос, говоря: Выйди из него, – говорил эти слова злому духу».
Все же люди, видевшие это, ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? (Мк. 1, 27).
Иудеи, таким образом, недоумевали, с одной стороны, о характере нового учения, какое им предлагал Христос, а с другой – о самом факте изгнания беса, так как Христос совершил это дело без всяких приготовлений, между тем как иудейские заклинатели совершали обряды изгнания демонов посредством различных довольно продолжительных заклинаний и манипуляций.
А потому скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее (Мк. 1, 28), ведь Спаситель наставлял как власть имеющий, совершая исцеления Божественной силой.
Мы же, дорогие братья и сестры, призваны помнить о великой силе слова Господа. И как сам Христос всегда отражал искушения диавола словом Божиим, так и мы, слушая каждое слово Господа, постараемся сохранять его в своих сердце и уме, чтобы этим словом Божиим противостоять любому бесовскому искушению.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 марта
День ангела. 19 марта
Церковный календарь 19 марта. Преподобный Фридолин Зекингенский
Евангелие 19 марта. Так сотворил мне Господь во дни сии
Читаем Апостол. 19 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!