23 сентября. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева

23 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 15, ст. 21–28.

 

15.21. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

15.22. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

15.23. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

15.24. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

15.25. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

15.26. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

15.27. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

15.28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

(Мф. 15, 21–28)

 

Читая сегодняшний евангельский отрывок, дорогие братья и сестры, невольно задаешься вопросом: неужели Спаситель столь долго отказывал женщине в исцелении бесноватой дочери только потому, что она другой национальности? Как бы вы относились к врачу, который не захотел лечить пациента иного происхождения, чем он сам?

Но здесь, в Евангелии, мы не найдем никакого осуждения Христа, напротив, в этом долгом отказе язычнице заключена идея, позволяющая понять читателю саму суть миссии нашего Господа. Он не был странствующим врачом, готовым лечить каждого встречного человека. У Него было особое призвание – исполнить ветхозаветные пророчества, явить иудейскому народу славу Царства Божия.

Именно поэтому Спаситель особо подчеркивает: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24), так как именно из этого «дома» выйдут на проповедь всему миру благовестники Его Царства, неся всему миру Благую Весть о спасении.

Но, как и бывало ранее, в данном случае Христос пророчески являет нам будущее, приоткрывая Свое милосердие не только иудеям. Он уже говорил о выдающейся вере языческого сотника, теперь обнаруживает такую же веру у хананеянки.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике писал: «Чего не можно сделать с верою! – Все, даже можно сделаться богом. Это не преувеличение: Бог сделался человеком для того, чтобы человека верующего сделать богом. Великое сокровище для христианина вера Божия: она на земле уже соединяет человека с Богом, делая его участником Божественного всемогущества, и сообщает ему залог будущего блаженного наследия на небесах. С верою человек и здесь, среди бед, скорбей и болезней, живет весело, утешаясь представлением будущих благ, уготованных ему на небе Отцом Небесным».

Хананеянка не просто явила свою веру в то, что Господь может исцелить ее дочь, одержимую бесом, но и обратилась к Нему как к «сыну Давида». Она прекрасно понимает, что Христос должен в первую очередь заботиться о «детях» – Своих соотечественниках, и оборачивает слова Спасителя в свою пользу с помощью добродушной шутки: Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их (Мф. 15, 27); действительно, нельзя отдавать собакам пищу, предназначенную детям, но можно позволить им подбирать крохи из-под детского стола.

Удивительно смирение этой женщины. Она готова принять в свой адрес оскорбительное и даже бранное по тем меркам слово «собака». Некоторые сентиментальные толкователи, такие, к примеру, как Ориген, указывали на то, что в Евангелии употреблено не слово «κύνες» [кинес] – собаки, а уменьшительное – «κυνάρια» [кинария], обозначающее, мол, не диких бродячих собак, а щенков или маленьких комнатных собачек.

Но, как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), «никаких “маленьких комнатных собачек” в Иудее не было: нечистым собакам, какими бы они ни были – большими или маленькими, не место в доме. Об этом и помыслить иудею было невозможно».

А святитель Иоанн Златоуст так пишет: «Он уже не овцами называет иудеев, но детьми, чадами, а ее псом, собакой. Как же поступает жена?... Он называет ее собакой, а она приписывает себе и действие, свойственное собаке».

Так Златоуст не пытается смягчить слова Спасителя, а именно через это грубое слово показывает силу веры несчастной язычницы, которая смиренно приняла такое унижение.

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, очень ярко иллюстрирует, как вера и смирение привлекают силу Божию. Испытывая личную, национальную или даже религиозную гордость, мы никогда не сможем увидеть те возможности, которые открывает нам Христос. У Бога на каждого из нас Свои планы, и стоит нам только уступить, как радость и милость Божия приходят в нашу жизнь.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы