22 марта. Великий пост. Продолжение цикла программ ответов на вопросы по текстам Евангелий

22 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами порассуждаем над предательством Иуды. Вопрос задала Людмила:

В Евангелии от Иоанна, глава 13, стихи 26–27, говорится: И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Означает ли это, что Христос разрешил сатане войти в Иуду? Объясните, пожалуйста. Людмила Васильева

13.21. ... истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

13.22. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

13.23. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

1.24. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

13.25. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

13.26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

13.27. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

13.28. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

 (Ин. 13, 21–28)

Когда мы мысленно представляем себе описанную сцену, некоторые явления в ней ярко выступают и привлекают наше особое внимание.

Предательство Иуды показано во всем его уродстве. Он был, надо полагать, великолепным актером и искусным обманщиком. Как заметил один богослов, «если бы другие ученики знали о намерении Иуды, он не покинул бы горницу живым».

По всей видимости, все время, пока Иуда находился в окружении апостолов, он разыгрывал роль милого и верного ученика, обманув всех, кроме Спасителя. Иуда был не только наглым вором, как о нем пишет евангелист Иоанн, но был также вкрадчивым лицемером, и здесь для нас, дорогие братья и сестры, звучит очень важное предупреждение: своим внешним поведением мы можем провести людей, однако не сможем ничего утаить от всевидящего ока Божия.

Но самое главное – мы видим в Евангелии, что Господь снова и снова призывал Иуду одуматься, как на это обращает наше внимание Александр Павлович Лопухин: «Господь, подавая Иуде кусок хлеба, этим указал на предателя. Что это был за кусок, евангелист не говорит. Некоторые полагают, что это пресный хлеб, который Христос обмакнул в соус из горьких трав, и такое предположение очень вероятно. Само же действие Господа не было отмечено другими Его учениками, кроме Иоанна, как что-то выходящее из ряда вон, потому что за пиршеством на востоке хозяин – а таким в настоящем случае являлся Христос – обыкновенно разделял куски хлеба и мяса своим гостям. Отсюда можно сделать еще и такой вывод, что Господь, предлагая кусок хлеба Иуде, и теперь еще хотел пробудить в нем лучшие чувства».

Обратим внимание на то, как иудеи рассаживались у стола. Они фактически не сидели, а полулежали. Стол был сделан из одного низко поставленного толстого куска дерева, а вокруг него стояли своеобразные кушетки. Чаще всего стол не был прямоугольным, а имел форму подковы, и местом хозяина был центр этого стола. Гости полулежали на левом боку, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку для еды. В таком положении голова каждого гостя была почти на груди у соседа слева. Господь сидел на месте хозяина в центре низкого стола, а ученик, которого Он любил, Иоанн Богослов, сидел, по-видимому, по правую сторону Его, потому что когда он оперся на свой локоть, его голова оказалась против груди Спасителя.

Стоит отметить, что выражение «ученик, которого любил Иисус», не всегда понимается верно. Святоотеческая традиция указывает нам, что под этим учеником понимался Иоанн Богослов – и подобная точка зрения не оспаривается. Но разве Спаситель мог любить Своих учеников по-разному?

В различных римских текстах, эпохи написания последнего Евангелия, нередко встречаются выражения: «любимый сын», «любимый ученик» и даже «любимый сенатор». И их очень легко понять, зная римскую традицию, в которой приставка «любимый» давалась самому младшему. Просто Иоанн был самым младшим среди учеников Христовых, на что и указывал на страницах своего Евангелия.

Мы заговорили об Иоанне Богослове, потому что тот возлежал по правую сторону от Спасителя. Но где же тогда было место Иуды? Весьма возможно, что Иисус мог говорить с ним прямо и лично и так, что другие не могли их слышать. Если это было так, тогда только одно место могло быть занято Иудой – с левой стороны от Иисуса, и тогда точно так, как голова Иоанна склонялась к груди Иисуса, голова Иисуса склонялась к груди Иуды.

Показательно то, что место с левой стороны от хозяина было самым почетным и давалось самым близким друзьям. В начале ужина Христос, надобно полагать, пригласил Иуду возлечь возле Него. Само это приглашение сесть близко было уже призывом, обращением к совести.

Отметим также, что предложение хозяина принять из его руки кусочек хлеба или пасхального агнца тоже было знаком близкой дружбы. К примеру, арабы имеют обычай отрывать самый жирный кусок баранины и давать его почетному гостю, что не всегда бывает приятно европейцу, но принимается из вежливости в сознании, что это знак дружбы. Когда Иисус подал кусок хлеба Иуде, это тоже было знаком особой дружбы, но ученики даже тогда не обратили на это внимания. Значит, они так привыкли, что Иисус ласково обращается с Иудой, что и в данном случае не придали этому никакого значения. Иуда всегда пользовался дружбой и любовью Господа.

Трагично, что после повторных воззваний к темному сердцу Иуды предатель оставался твердым в своем решении и не изменил его.

Это равнодушие Иуды, неотвратимость своего предательского желания и послужили неким единодушием с главным богоотступником века сего – диаволом, именно поэтому пишет Иоанн, что после этого куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27).

Не Спаситель позволил сатане войти в Иуду, но сам Иуда. Все мы, дорогие братья и сестры, сотворены Богом с великим даром свободы, и Бог никогда не нарушает ее, до конца пытаясь отвести нас от всякого греха, наподобие того, как пытался вразумить Иуду. Упаси нас, Господи, от такого равнодушия к призывам любви Божией.

Вот два пути перед нами, в данном евангельском рассказе – Иоанн и Иуда. Оба любимы Богом. Но как отличаются их земные пути, как отличается их ответ на любовь Божию... За кем последует наше сердце – выбирать нам. Главное – сделать правильный выбор.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы