22 июня. Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим

22 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 2 - 15

2. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

3. сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

4. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5. слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

6. и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

13. ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

15. Кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. XI, 2-15)

 

Иоанн Предтеча - человек, уникальный по своей жизни, служению Богу, послушанию воле Божией. Это человек, который для подавляющего большинства людей являлся примером святой и праведной жизни, был пророком Божиим, и все с ним были согласны. Иоанн не просто любил правду, но не переносил неправды. В жизни чаще всего мы готовы мириться со многими вещами, убеждая себя словами «что я могу изменить или исправить, мне бы со своей жизнью разобраться». Иоанн же и сам был кристально честен, и от всех, приходящих к нему, требовал того же. Это всегда привлекало людей, потому что они, на самом деле, стремятся к истине и правде, это заложено в каждом из нас. Но из-за нашего самолюбия мы  часто не понимаем, как правильно поступать. Большинство людей ослеплены мнением о себе и потому не способны четко и ясно воспринимать действительность. Тем не менее, каждый человек, в силу того, что он является образом Божиим, ищет истину.

Иоанн был пророком, который жаждал, чтобы исполнялась и исполнилась воля Божия, чтобы наконец наступили дни пришествия Мессии: четкого разделения и суда над всяким злом. Вспомним его слова об Иисусе Христе, что «Он тот, в руках Которого лопата, и Он соберет пшеницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым». Со строгостью и ясностью возвещал Иоанн о наказании за грех и зло, таким образом увлекая людей к добру и праведной жизни.

После того как Иоанн Креститель бесстрашно обличил Ирода, не в силах молчать о его беззаконии, он был заключен в темницу. Эта история отдельно описывается в Евангелии, сейчас мы не будем подробно говорить о ней. Но в тот момент к Иоанну приходят ученики, чтобы навестить его, выслушать наставления, и в какой-то степени жалуются на Христа. Как говорят толкователи, некоторые из учеников Иоанна Предтечи очень ревниво относились к деятельности Иисуса из Назарета. С их точки зрения, Мессией должен был быть их учитель: за высоту и строгость его жизни, равноангельную чистоту.

Такая ревность, как показывает нам жизнь, часто не дает людям увидеть истину. Сам Иоанн неоднократно говорил своим ученикам, что Христос есть Мессия и Спаситель мира,  что сам он недостоин понести обувь Его и называться последним Его рабом. Человеческая свобода характерна тем, что внутренний выбор всегда зависит от нас самих. Так же и ученики Иоанновы, слыша о Христе, не желали слушать и понимать.

Сегодня мы слышим о том, как Иоанн посылает учеников ко Христу с вопросом «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»  У исследователей есть два мнения по поводу этих слов. Одни говорят, что Иоанн, находясь в темнице, «усомнился», - употребим такой термин - что Иисус есть Христос. Находясь среди страданий, он не видел исполнения своего мнения о скором суде: если Мессия пришел, должен последовать и суд над родом человеческим. Есть мнение, что Иоанн ожидал такой строгости и не мог принять ту любовь, с которой Христос относился к каждому грешнику, поэтому он и посылает учеников с вопросом: «Ты ли Тот? Может быть, я в Тебе ошибся и надо ожидать другого?»

Существует и другое толкование, которого придерживаются многие святые отцы, в том числе святитель Иоанн Златоуст; они говорят, что послание Иоанновых учеников было для их пользы. Нам стоит принять этот православный взгляд на данную ситуацию. Иоанн не сомневался, иначе бы Христос не говорил о нем: «…Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» Неужели Иоанн подобен тростнику, колышущемуся от любого дуновения ветерка, и меняет свое мнение в зависимости от каких-то обстоятельств? Он непоколебим, свят и праведен, он величайший из пророков. Нужно было донести мнение до учеников. Как часто бывает, что утвердившись в своем понимании ситуации, люди не хотят ничего слышать. Тогда надо поставить их перед самой ситуацией, чтобы они что-то увидели и сами для себя сделали вывод. Так Иоанн посылает их, зная, что они увидят святость во Христе Иисусе. Что и произошло.

Когда Иоанновы ученики пришли и задали вопрос, Господь не стал ничего отвечать, но дал возможность все увидеть самим, чтобы потом донести до своего учителя: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие, то есть апостолы, благовествуют. Они сами стали свидетелями исполнений ветхозаветных пророчеств. И далее Христос добавляет: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». То есть тот, кто, несмотря ни на какое-то сомнение, останется верен Ему. Эти слова касаются уже каждого человека. Нам часто кажется, что нам чего-то не хватает: молимся Богу, но не получаем просимое, не видим плодов нашей духовной жизни (которая кажется нам верной, но, как часто показывает практика, оказывается недостаточной) - и начинаем сомневаться. Вспомним в такие моменты слова Христа «блажен, кто не соблазнится о Мне». Кто не соблазнится долготерпением Божиим, любовью Его. Бывает, люди, унывая, говорят: «Как Бог может терпеть такого-то человека? Его давным-давно надо наказать». Нам хочется скорого суда, мы забываем о любви Божией: «Если Господь по сей день терпит меня, готов прощать мне грехи и миловать, неужели Он не простит кого-то еще?»

Дальше следуют ублажающие слова Спасителя об Иоанне, о том, что это величайший из пророков. И это, действительно, так, ведь он тот, кто непосредственно готовил людей к пришествию Самого Христа, готовил их  сердца к тому, чтобы слова евангельской проповеди пали на приготовленную, возделанную землю сердца. Он подобен тому ангелу, который готовит путь для Христа.

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Господь говорит здесь о Самом Себе, потому что о Нем судили как о меньшем: меньшем по возрасту, также многим людям Он казался меньшим по значению, ибо Иоанн как пророк в своей жизни выше, чем Господь наш Иисус Христос.

Так же слова «меньший в Царстве Небесном больше величайший ветхозаветных пророков» могут относиться к любому спасаемому христианину, потому что мы в новозаветное время получаем гораздо больше возможностей для принятия Божией благодати, чем любой ветхозаветный праведник.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется...» Это важные слова. Спасение не зарабатывается человеком, оно принимается, но для этого необходимо усилие: не бывает легкого спасения, легкого пути в Царство Божие. В первую очередь, это усилие над самим собой, над своим грехолюбивым сердцем.

И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Имеется в виду, что служение Иоанна Предтечи подобно служению пророка Илии. Как Илия будет Предтечей Второго пришествия Христа, так Иоанн стал Предтечей первого пришествия. «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной-две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать