Аудио |
|
Скачать .mp3 |
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Является ли вожделение к жене страстью?
Предлагаю прочитать обозначенный в вопросе отрывок из 5-й главы Евангелия от Матфея:
5.27. Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй».
5.28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
5.29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
5.30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
(Мф. 5, 27–3)
Это слова Спасителя из Нагорной проповеди. Господь много говорит о законе, в то же время Его обвиняют в нарушении закона. Он не омывает рук перед приемом пищи, позволяет Себе совершать исцеления в субботний день.
Что же тогда понимал Иисус под законом? Он сказал, что пришел не для того, чтобы нарушить закон, а чтобы его исполнить. Другими словами, Он пришел, чтобы придать закону его истинное значение. Каково же истинное значение закона? Даже за устным законом и за законами книжников стоял один великий принцип, который книжники и фарисеи, однако, не смогли правильно понять. Человек должен во всем искать волю Божью, а когда он узнает ее, то должен посвятить всю свою жизнь исполнению этой воли.
Об одном из таких пунктов закона мы поговорим сегодня.
В законе сказано: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Иудейские учителя так строго смотрели на прелюбодеяние, что виновные подлежали смертной казни (Лев. 20, 10), но Иисус заявляет, что не только запретное деяние, но и запретная мысль влечет за собой суд Божий.
Необходимо понять, что говорит здесь Иисус. Он говорит не о естественном, обычном желании, которое является частью природы и инстинктов человека. Из буквального смысла греческого текста вытекает, что осуждению Божию предается человек, который смотрит на женщину для того, чтобы вызвать у себя желание, использующий свои глаза для того, чтобы возбудить свое вожделение, чтобы возбудить страсть и умышленно разжечь желание.
Иудейские раввины хорошо понимали, как люди могут использовать свои глаза для возбуждения порочного желания. У них были поговорки: «Глаза и руки – вот кто преступает закон» или «Глаз и сердце – два пособника греха».
Святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Поскольку прелюбодеяние – тяжкий грех, и чтобы вырвать корень самого греха, чтобы не запятнать нашу совесть, Он запретил даже вожделение, которое есть начало прелюбодеяния, как говорит блаженный Иаков, брат Господень, в своем послании: Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15)».
В мире, полном соблазнов, многое создано специально для возбуждения желания: книги, картины, пьесы, даже реклама, хоть в средствах массовой информации, хоть на уличных плакатах. Спаситель осуждает здесь человека, умышленно использующего свои глаза для того, чтобы возбудить свои желания; человека, находящего странное наслаждение в вещах, которые будят желание запретного. Непорочному все кажется непорочным, а человек с развращенным сердцем может в любой сцене найти что-то для возбуждения порочных желаний.
Господь указывает нам, насколько важно контролировать свои желания плоти, хранить чистоту и честность, и делать это настойчиво и жестко. Он требует безжалостно бороться с первыми же признаками похоти. Конечно же, вырывание глаз или отсечение рук – это гипербола, которая призвана акцентировать наше внимание на самом главном.
Аполлинарий Лаодикийский указывает: «Господь образно говорит о членах тела, не потому, что их в буквальном смысле следует отсечь, но как бы умертвить и упразднить для греха, по слову апостола Павла, что значит: не стоит заботиться даже о самом необходимом, если в нем кроется опасность какого-либо дурного деяния».
Повторюсь, что Господь не требует от нас невозможного. Как мужчинам, так и женщинам свойственно испытывать влечения к красивым людям противоположного пола. Он требует от нас, чтобы мы боролись со своим воображением, избегая пристальных взглядов с вожделением.
Стоит отметить, что грех прелюбодеяния – это измена в супружеских отношениях. По Евангелию это единственный грех, который оправдывал развод между супругами. Но даже чувственное желание измены Господом осуждается неимоверно строго. Ложь и похоть, накапливающиеся в семье, приводят к разрушению брака.
Поэтому многие из духовников советуют супругам быть готовыми честно и прямо говорить друг другу правду. Правда всегда помогает преодолевать многие трудности брака.
Что же касается внутренних взаимоотношений супругов, то логично вспомнить слова апостола Павла: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместe, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).
Никто из внешних не может ограничивать супружеское общение людей, состоящих в браке. Только взаимным уважением, пониманием и стремлением к воздержанию на время можно руководствоваться в семейной жизни. И если у супругов есть вожделение друг ко другу, в этом нет ничего зазорного. Главное, чтобы это желание приводило к единению, когда двое становятся одной плотью, являя миру плоды своей любви в чадорождении.
В своем вопросе Дмитрий спрашивает о том, является ли вожделение к жене страстью? Если это желание взаимно, если оно не ущемляет желание супруги и не приводит к понуждению – то нет, не является. Но необходимо помнить, что брак, семья есть прообраз Церкви Христовой, а значит призван к духовному воспитанию каждого из участников этого союза. А значит, каждый из супругов должен стремиться преобразить в себе вожделение плоти в духовную заботу.
Иными словами, как писал протопресвитер Василий Зеньковский: перевести половую энергию в энергию пола, дополняющую друг друга. И самый простой способ – это воздержание для упражнения в молитве и посте, когда на первое место становится не плоть, а дух человека.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!