22 декабря. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати

22 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 21, ст. 37–38; глава 22, ст. 1–8.

 

21.37. Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.

21.38. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

 

22.1. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

22.2. и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

22.3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

22.4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

22.5. Они обрадовались и согласились дать ему денег;

22.6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

22.7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

22.8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

 

(Лк. 21, 37–38; 22, 1–8)

 

Пасха (от еврейского «пейсах», что значит «исход») была самым главным и торжественным праздником у иудеев и совершалась в период с 14 по 21 нисана (это иудейский месяц лунного календаря) в память исхода еврейского народа из египетского рабства.

В ту ночь, 14 нисана, ангел смерти поразил первенца-сына в каждой египетской семье, но прошел мимо всех домов иудеев, потому что косяки и перекладины дверей домов были помазаны кровью жертвенного агнца. В тот вечер иудеям нужно было так торопиться с последней трапезой, что у них не было времени испечь заквашенный хлеб. И они ели опресноки, то есть пресный хлеб.

К Пасхе тщательно готовились: за два дня до Пасхи во всех домах проводили обрядовый поиск закваски. Глава семьи брал свечу и торжественно обходил в молчании дом, заглядывая в каждый закуток, и выбрасывал последнюю закваску.

В десятый день нисана отцы семейств должны были избрать по однолетнему агнцу без порока, который и приносился в жертву в четырнадцатый день во дворе святилища, а затем запекался. Приготовленного агнца ели полностью, не оставляя ни костей, ни жил, с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось тотчас по захождении солнца вечером 14 нисана.

Прежде всего приступали к чаше, наполненной вином, разбавленным водой: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие; это называлось «первая чаша». После этого умывали руки, благодаря Бога. Затем начинали понемногу вкушать пасхального агнца, с пресным хлебом, горькими травами и густым соусом из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие.

Всего за пасхальной трапезой поднималось четыре чаши вина, употребление которых разделялось так называемыми «аллилуйями», то есть псалмами пророка Давида со 110 по 118.

Глава семейства обязательно рассказывал детям историю еврейского рабства в Египте, избавления от него и установления в память этого праздника Пасхи. Возвышая пресные хлебы и горькие травы, он объяснял, что первые напоминают поспешность бегства евреев из Египта, а последние – горечь египетского рабства.

Эта пасхальная вечеря, по общему убеждению литургистов, легла в основу чина нашей христианской Евхаристии – Таинства причащения.

Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его (Лк. 22, 1–2). Боясь возмущения народа, который мог вступиться за Господа, они решили взять Его хитростью, втайне от народа и после праздника. Но найдя предателя, они, одержимые неистовой злобой, не стали ждать окончания праздника.

Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, мирского богатства и владычества, его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя: досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе сделали его предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им (Лк. 22, 4).

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Поэтому ему и назначают в общем совсем ничтожную сумму – цену беглого раба. Такую цену положили, по-видимому, чтобы показать все свое презрение к Господу Иисусу Христу, и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, который не станет торговаться».

И Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего и искал удобного времени, когда можно будет схватить Господа наедине, без обычно окружавшего Его народа. Таким образом Он сделал свой нравственный выбор, впустив в свое сердце сатану.

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что только мы сами можем решать, будем ли мы инструментом дьявола, добровольно пуская его в свое сердце, или будем орудием в руках Бога, славословя Его и воздавая Ему благодарение. Нам же остается сделать правильный выбор.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы