22 сентября. Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

22 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 25, ст. 1–13.

 

25.1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.

25.2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.

25.3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

25.4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.

25.5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.

25.6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

25.7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

25.8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.

25.9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

25.10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 

25.11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.

25.12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

25.13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

(Мф. 25, 1–13)

 

В данной притче, дорогие братья и сестры, Господь обращается к каждому из нас, но в первую очередь – к иудеям. Им как никому другому был понятен образ брачного пира. У нас люди обычно не женятся посреди ночи, но в библейской культуре были приняты ночные процессии с факелами, причем жених прибывал на свадебный пир позже всех.

Спаситель не раз сравнивал себя с Женихом. В 9-й главе этого же Евангелия от Матфея, в беседе о посте, Христос спрашивает: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 15). Позже, в 22-й главе, Он рассказывает притчу о царе, дающем пир по случаю свадьбы своего сына.

Данные притчи раскрывают образ Царства Небесного, и не только в понимании конца мира – дня Второго Пришествия Христова, которого ждут все православные христиане, но и Царства, которое открыто было современникам Господа, в которое Он призывал всех как Мессия, через покаяние и любовь.

На протяжении всего времени Своего земного служения Спаситель приглашал израильтян к радости живого общения с Богом, на брачный пир, но люди разделились на «разумных», «бодрствующих» – принявших Благую Весть, и «неразумных», которые отвергли волю Божью. В этом прослеживается Промысл не только о народе, но и о каждом человеке, так как после преславного Воскресения и Вознесения Христова Евангельская Весть распространилась по всему миру, а значит, все мы приглашены ныне на пир Господень.

Преподобный Иустин (Попович) писал: «Жизнь на земле – это непрерывная подготовка к жизни на небе. Эта подготовка совершается при помощи небесных добродетелей. А это – евангельские добродетели, которые людям проповедовал Царь Неба, Господь Христос, сойдя на землю и став человеком. От этих добродетелей душа умудряется и становится достойной Небесного Царства. Без этих добродетелей душа человеческая сходит с ума и совсем теряет разум; то есть грехом озлобляется, заражается адом и уходит в ад, где нет ни Бога, ни Небесного Царства».

В притче Господь использует образ дев как символ человека, который обязательно должен встретиться со своим Женихом, то есть с Богом. Ветхозаветная традиция не знала представления о пожизненном девстве, как, к примеру, современная форма монашеской жизни. Брак был почетен и обязателен. Каждую девушку неизбежно ждала встреча с женихом. Так и человек в своей земной жизни обязательно встречается с Богом, но иногда бывает слеп к Его делам и глух к словам.

Для тех же, кто все же принимает приглашение Христово прийти на брачный пир в Его Царство, Господь ожидает полной готовности ко встрече с Ним. Нельзя частично принадлежать Богу, быть лишь формальным христианином, который не живет по Евангелию, не исполняет заповедей Божьих, не стремится к добродетелям и любви к ближнему. Не только форма, но и содержание должны быть соответствующими. Иначе мы становимся на сторону «неразумных дев», к которым обращены страшные слова: не знаю вас (Мф. 25, 12).

Размышляя над данной притчей, митрополит Антоний Сурожский говорил: «Это трудная притча, потому что в каком-то смысле, если мы честны и не слишком благочестивы, то у нас большую симпатию вызывают несчастные неразумные девы, которых выгнали вон, а не “мудрые” девы, которые отказались поделиться с первыми елеем для светильников. Мне кажется, суть ее в том, что если вы идете навстречу Господу, внутри у вас должно быть горючее, которое поддержит пламя; если внутри у вас ничего нет, кроме порыва “я хочу встретить Его”, если кроме этого вы абсолютно пусты, без содержания, поделиться с вами елеем невозможно. Невозможно в один миг передать человеку зрелость».

Сегодняшняя притча, дорогие братья и сестры, призывает нас не только к бодрствованию, но и непрестанному наполнению своей души благодатным елеем, который мы приобретаем, живя согласно Евангелию и Христовым заповедям.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы