Аудио |
|
Скачать .mp3 |
25.1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
25.2. Из них пять было мудрых и пять неразумных.
25.3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
25.4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
25.5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
25.6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
25.7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
25.8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
25.9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
25.10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
25.11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
25.12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
25.13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
(Мф. 25, 1–13)
В данной притче, дорогие братья и сестры, Господь обращается к каждому из нас, но в первую очередь – к иудеям. Им как никому другому был понятен образ брачного пира. У нас люди обычно не женятся посреди ночи, но в библейской культуре были приняты ночные процессии с факелами, причем жених прибывал на свадебный пир позже всех.
Спаситель не раз сравнивал себя с Женихом. В 9-й главе этого же Евангелия от Матфея, в беседе о посте, Христос спрашивает: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 15). Позже, в 22-й главе, Он рассказывает притчу о царе, дающем пир по случаю свадьбы своего сына.
Данные притчи раскрывают образ Царства Небесного, и не только в понимании конца мира – дня Второго Пришествия Христова, которого ждут все православные христиане, но и Царства, которое открыто было современникам Господа, в которое Он призывал всех как Мессия, через покаяние и любовь.
На протяжении всего времени Своего земного служения Спаситель приглашал израильтян к радости живого общения с Богом, на брачный пир, но люди разделились на «разумных», «бодрствующих» – принявших Благую Весть, и «неразумных», которые отвергли волю Божью. В этом прослеживается Промысл не только о народе, но и о каждом человеке, так как после преславного Воскресения и Вознесения Христова Евангельская Весть распространилась по всему миру, а значит, все мы приглашены ныне на пир Господень.
Преподобный Иустин (Попович) писал: «Жизнь на земле – это непрерывная подготовка к жизни на небе. Эта подготовка совершается при помощи небесных добродетелей. А это – евангельские добродетели, которые людям проповедовал Царь Неба, Господь Христос, сойдя на землю и став человеком. От этих добродетелей душа умудряется и становится достойной Небесного Царства. Без этих добродетелей душа человеческая сходит с ума и совсем теряет разум; то есть грехом озлобляется, заражается адом и уходит в ад, где нет ни Бога, ни Небесного Царства».
В притче Господь использует образ дев как символ человека, который обязательно должен встретиться со своим Женихом, то есть с Богом. Ветхозаветная традиция не знала представления о пожизненном девстве, как, к примеру, современная форма монашеской жизни. Брак был почетен и обязателен. Каждую девушку неизбежно ждала встреча с женихом. Так и человек в своей земной жизни обязательно встречается с Богом, но иногда бывает слеп к Его делам и глух к словам.
Для тех же, кто все же принимает приглашение Христово прийти на брачный пир в Его Царство, Господь ожидает полной готовности ко встрече с Ним. Нельзя частично принадлежать Богу, быть лишь формальным христианином, который не живет по Евангелию, не исполняет заповедей Божьих, не стремится к добродетелям и любви к ближнему. Не только форма, но и содержание должны быть соответствующими. Иначе мы становимся на сторону «неразумных дев», к которым обращены страшные слова: не знаю вас (Мф. 25, 12).
Размышляя над данной притчей, митрополит Антоний Сурожский говорил: «Это трудная притча, потому что в каком-то смысле, если мы честны и не слишком благочестивы, то у нас большую симпатию вызывают несчастные неразумные девы, которых выгнали вон, а не “мудрые” девы, которые отказались поделиться с первыми елеем для светильников. Мне кажется, суть ее в том, что если вы идете навстречу Господу, внутри у вас должно быть горючее, которое поддержит пламя; если внутри у вас ничего нет, кроме порыва “я хочу встретить Его”, если кроме этого вы абсолютно пусты, без содержания, поделиться с вами елеем невозможно. Невозможно в один миг передать человеку зрелость».
Сегодняшняя притча, дорогие братья и сестры, призывает нас не только к бодрствованию, но и непрестанному наполнению своей души благодатным елеем, который мы приобретаем, живя согласно Евангелию и Христовым заповедям.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!