21 марта. И сказала Мария: величит душа Моя Господа

21 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Луки. Глава 1, ст. 39 – 56. 

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Мы продолжаем изучение Священной Евангельской истории. В прошлой программе мы говорили о Благовещении Деве Марии, сегодня речь пойдет о встрече Марии и Елисаветы, которую описывает евангелист Лука.

39. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

40. и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

42. и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44. Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

47. и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

48. что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

49. что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

50. и милость Его в роды родов к боящимся Его;

51. явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;

52. низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

53. алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;

54. воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

55. как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

(Лк. 1, 39–56)

 

Данный отрывок, преисполненный радости, повествует об одном из удивительнейших моментов Евангельской истории. Если до этого описания двух женщин шли параллельно, то теперь они соединились. Мария, узнав от ангела о беременности своей родственницы, спешит к ней. Слово «встав» в греческом языке выражает поспешность. И у этой поспешности было две причины. В первую очередь Мария с радостью спешила поздравить Елисавету с чудом зачатия сына, а также удостовериться в словах Архангела Гавриила, ибо слова о беременности Елисаветы служили в его устах доказательством благой вести о Рождении от Марии Сына Божия.

Трудно представить, что женщина в те времена могла путешествовать в одиночку, тем более на такое большое расстояние, как из Галилеи в Иудею. Такое путешествие занимало три или четыре дня, но евангелиста Луку интересует только Мария, и он, по всей видимости, опускает всякие подробности. Из текста Евангелия от Луки мы узнаем, что Захария и Елисавета жили в одном из городов горной части Иудеи, но более точного местоположения не указано, хотя, по преданию, это селение располагалось в Эйн-Кареме на месте Горненского женского монастыря.

Посещение Марией Елисаветы – это чудесное изображение двух женщин: пожилой, которая после долгого отчаяния наконец забеременела, и молодой, забеременевшей намного раньше, чем того ожидала. Здесь мог бы возникнуть некий внутренний конфликт: Мария могла бы ощущать гордость, Елисавета – обиду. Но ничего такого не происходит. Напротив, нам становятся известны интересные подробности: Иоанн за три месяца до своего рождения прыгает от радости во чреве Елисаветы, услышав голос Девы Марии. Происходит удивительная встреча Христа и Его предтечи еще до момента их рождения.

Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41) – данным выражением в Священном Писании обозначается дарование пророческого слова. Елисавета не просто встречает свою юную родственницу, ей открывается Святым Духом, что перед ней мать Мессии и что она, может быть, видит и Самого Христа, еще сокрытого во чреве Девы Марии. Перед нами еще одно чудо: если беременность Елисаветы была заметна (так как шел уже шестой месяц), то сама она никак не могла догадаться о том, что произошло с Марией, если бы это не было открыто ей Духом Святым. Именно в этом Духе Елисавета произносит свое пророческое благословение: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк. 1, 42). Более точный перевод этой фразы должен звучать как «благословеннейшая между женами», ведь нельзя сказать, что Мария была в числе прочих женщин, получивших благословение у Бога, таких, как: Сара, Ревекка или сама Елисавета… Марии даровано то, что не получит ни одна из женщин: честь стать Матерью Сына Божия.

Свое пророческое благословение Елисавета заканчивает словами: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45). Блаженна, то есть счастлива, а счастлива, потому что уверовала. В книге Бытия (Быт.15, 6) мы читаем, что вера Авраама в рождение обещанного Богом сына вменена ему в праведность. Для апостола Павла такая вера стала доверием Богу, пожелавшему спасти людей. Именно такая вера, которая проявила себя в полном доверии Богу, и сделала Марию блаженной.

На пророческое благословение Елисаветы Мария ответила гимном, посвященным Богу. Эта песнь Девы Марии стала одним из главных гимнов Церкви. Его поют практически за каждым богослужением: и полумраке монастырских храмов, и в величественных соборах. Весь гимн Девы Марии сплетен из слов и речений, почерпнутых из разных библейских текстов, особенно псалмов. Перед нами прекрасный образец поэзии, проникнутый горячей верой, благоговением и целомудренной сдержанностью.

Мария возвеличивает Господа в духовной радости и причина этой радости в том, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1, 48). В этих словах Мария выражает осознание своей малости и незначительности в сравнении с могущественным Богом. Она благодарит за Его ничем не обусловленную милость, которая дается не за заслуги, а по великой любви и доброте Божией.

ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). После рождения Асира, сына Иакова, которое описывается в 30-й главе книги Бытия, Лия воскликнула: блаженною будут называть меня женщины (Быт. 30, 13). Как схожи две эти фразы, но разница в том, что Деву Марию будут ублажать не только женщины, но и все роды, то есть все поколения людей.

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его под величием понимается рождение Сына Божия, Мессии, Спасителя мира.

и милость Его в роды родов к боящимся Его – этот стих почти дословно повторяет 17-й стих 102 Псалма Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, где под боящимися Бога подразумеваются чтущие волю Божию.

явил силу мышцы Своей – мышца, или в иных переводах «рука», означает могущество Божие.

 

рассеял надменных помышлениями сердца их, то есть превратил в бегство противящихся воле Божией, приведя в смятение все их коварные замыслы.

низложил сильных с престолов, и вознес смиренных – Бог могущественнее земных владык, которые, чаще всего сознательно или бессознательно противятся Богу, полагаясь на свою власть и силу. Возможно, о них и говорит Дева Мария, называя их надменными в предыдущем стихе.

алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем – буквально: голодных насытил, а богатых отправил ни с чем. Эта фраза очень перекликается с Нагорной проповедью Спасителя.

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость. Под Израилем стоит понимать верных Богу людей, тех, кто последуют рожденному Христу, и к кому Он придет на помощь, освобождая от греховного рабства, являя милость.

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века – иными словами: вспомнив о милости, обещанной нашим праотцам: Аврааму и его потомкам навеки. Наверное, и тут должно понимать потомков Авраама более как духовных наследников его традиции, нежели потомков по плоти.

Заканчивается сегодняшний отрывокуказанием евангелиста Луки на то, что Мария пребыла у Елисаветы в течении трех месяцев, то есть до того момента, когда Елисавета родила своего сына. Возможно, Мария была свидетелем и обрезания, и наречения имени будущему Крестителю, но Лука об этом умалчивает, как впрочем и о дальнейших отношениях с Захарией и Елисаветой, после того как Мария вернулась к себе в Назарет.

 

В конце передачи, дорогие братья и сестры, у нас остается время, чтобы ответить на один из вопросов, которые вы задаете в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «Вконтакте».

«Почему в Евангелии от Матфея эпизод со срыванием колосьев, а далее исцеление сухорукого в субботу описаны после послания двенадцати на проповедь, а в Евангелиях от Марка и Луки – задолго до этого события? Очень смущает». (Владимир Митянин).

Стоит напомнить, что, хотя Евангелие и является богодухновенной книгой, его авторам не чужд человеческий фактор. Действительно, и Марк, и Лука повествуют о событиях насыщения колосьями и исцеления сухорукого перед избранием и отправлением двенадцати апостолов на проповедь, указывая и на совершение Спасителем многих других чудес, при этом не описывая их. О совершенных чудесах рассказывает и евангелист Матфей, но особо акцентирует внимание читателя на исцелении слепых и одержимых бесами, а уже после наставления учеников, а также встречи с учениками Иоанна Крестителя описывает произошедшие в субботу события.

Стоит отметить, что, по преданию, Матфей писал свое Евангелие для евреев, которым важны были явные свидетельства. Поэтому описание изгнания Христом бесов он полагает доказательством Божественной силы Спасителя. Это событие укрепляет учеников в уверенности следовать за Христом, проповедуя Царство Божие и совершая чудеса Его именем. Как символ действительного Божественного откровения в учении Спасителя Матфей описывает дарование Господом зрения слепым. И только после этого пишет о противостоянии Христа фарисеям на поле и в синагоге в субботний день в числе многих других событий.

Как отмечает Александр Павлович Лопухин, евангелист Матфей начинает свое повествование субботнего события выражением «в то время», которое следует считать здесь столь же неопределенным, как и другие выражения подобного же рода («тогда», «в те дни» и прочие). Эти слова и здесь больше служат для связи речи, чем для обозначения конкретного времени.

Не стоит думать, что Матфей ошибся в изложении порядка данных событий. Наверняка события, о которых шла речь в заданном вопросе, не были описаны в строгом хронологическом порядке лишь для придания большего символизма событию избрания и наставления двенадцати апостолов перед посланием их на проповедь.

Дорогие братья и сестры, если и у вас появились вопросы по Четвероевангелию, вы можете задать их в обсуждении на официальной странице телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте». Постараемся ответить на эти вопросы в нашей передаче.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать