20 октября. Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам

20 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 6, ст. 37 - 45. 

 

37. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

38. давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

39. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

40. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

41. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

42. Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

43. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

44. ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

45. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

(Лк. 6, 37 – 45)

 

Сегодняшнее евангельское чтение начинается со слов, известных даже далеким от христианства людям: Не судите, и не будете судимы. И далее Господь прибавляет: не осуждайте, и не будете осуждены. Александр Павлович Лопухин, размышляя над этими словами Спасителя, пишет: «Не осуждайте  – выражение более сильное, чем  не судите. Осуждать – значит не ограничиваться мелкими оскорбительными для другого замечаниями, произносимыми, может быть, про себя, не вслух, а произносить вслух других уничтожающее ближнего суждение, как что-то окончательное, как бы некий приговор». Другими словами, Господь призывает нас не произносить над кем-либо в этом мире приговора, осуждающего человека за грехи.

Преподобный Максим Исповедник так наставляет нас с вами, рассуждая о евангельских словах: «Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братьям. Милость Божия к нам сокрыта в нашем сострадании к ближним».

Далее Господь для примера приводит притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Эти слова Спасителя относятся ко всем тем, кто, сам имея грехи, осуждает за эти же грехи ближнего, указывая на некий путь к исправлению. И тут возникает вопрос: не подобен ли такой человек слепцу, руководящему слепца? Блаженный Феофилакт пишет: «Если ты осуждаешь другого, а сам впадаешь в те же грехи, то вы оба слепы. Хотя ты и думаешь, что через осуждение руководишь его на добро, но ты не руководишь. Ибо как он будет наставлен тобой на добро, когда ты и сам падаешь?»

Также Господь указывает, что учитель не может дать своему ученику больше, чем сам знает. Этим Он предупреждает нас: мы должны обращаться к лучшему учителю, потому что он может дать нам больше знаний; но также надобно иметь в виду, что мы не можем учить других тому, чего не знаем сами.

Следующие слова Евангелия, кажется, были сказаны Христом не без юмора: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Господь учит, что никто не имеет права осуждать других, если сам не отличается безукоризненным поведением. Поэтому и вопрошает нас святитель Афанасий Великий: «Если у самого тебя в оке бревно непотребства; то можешь ли, будучи слепым, предостеречь брата своего от сучка малого греха?»

Христос напоминает нам, что человека можно судить лишь по его плодам. Благие слова никогда не заменят благих дел. В конечном счете из наших уст исходит то, чем переполнено наше сердце. Уста не могут говорить о Боге, если в сердце нет места Духу Божиему.

Так, дорогие братья и сестры, Господь учит нас тому, что нужно, не обращая внимания на окружающих людей, иметь мудрость внутреннего рассуждения о самих себе и своей жизни, а уж тем более не произносить никакого суда, дабы самим не попасть под осуждение Божие. Христос для нашего спасения приводит в пример не грешников этого мира, а Самого Себя как доброго и милостивого учителя, дабы мы, взирая на плоды Его любви, стремились бы сами быть сокровищницами этого добра.Помогай нам в этом Господь.

 

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать