20 ноября. А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится

20 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 12, ст. 2 - 12. 

2. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

4. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5. но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

9. а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

12. ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

(Лк. 12, 2 – 12)

 

Начальные слова сегодняшнего евангельского чтения указывают на бесполезность лицемерия: как ни скрывает лицемер свое душевное состояние, в конце концов оно все же обнаружится явно для всех, потому что н аступит Судный День, открывающий тайные помышления и желания и выявляющий то, что считалось скрытым .

Блаженный Феофилакт отмечает, что Господь « говорит это ученикам, а между тем направляет против фарисеев, намекая на их коварные умыслы, и выражает как бы так: фарисеи! Что вы замышляли в темноте, в ваших темных сердцах, желая уловить Меня, то будет услышано и узнано во свете, ибо Я свет, и вы не можете укрыться от Меня, но во Мне – Свете – распознается все, что замышляет ваша темнота ».

После обличения фарисеев Господь обращается к Своим друзьям, ожидая от них открытого, честного и безбоязненного служения. Он научает пренебрегать телесной смертью по причине того, что убийцы вредят одному только телу, душе же повредить не могут. Только лишь Бог может ввергнуть в геенну и тем самым казнить и душу, и тело.

Византийский богослов XII века Евфимий Зигабен замечает: «Не бойтесь тех, которые убивают тело, и не оставляйте ради этого проповеди, но бойтесь Того, Который послал вас на это служение, и делайте то, что Он повелел вам. Те, хотя и убьют тело, но не одолеют души, а этот и душу и тело может погубить в геенне, т.е. наказать».

Продолжая свою речь, Господь побуждает учеников к твердому исповеданию веры, говоря: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими (Лк. 12, 8). Под исповеданием Он подразумевает свидетельство о Себе. Поэтому говорит: всякого, кто объявит Меня Богом, Я объявлю верующим перед Ангелами Божиими, то есть слугами, окружающими престол Небесного Царя.

И даже в момент призыва к мужественному свидетельству Спаситель говорит о том, что не будут навсегда лишены прощения те, кто отвергнет Его по немощи или неведению: И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет (Лк. 12, 10), но тут же добавляет: а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится (Лк. 12, 10). Почему же нет прощения за этот грех ?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Потому, что Христа не знали, Кто Он был; а о Духе получили уже достаточное познание. Так, что ни говорили пророки, говорили по внушению Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное понятие. Итак, слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облекся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесете за нее наказание».

Милосердие Божие бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его, но грех всякого, кто упорно отвергает это милосердие и противится самой спасающей благодати Божией, остается непрощенным, ведя к погибели души. Это намеренное противление спасающей благодати Божией , которая есть благодать Святого Духа, Господь называет хулой на Духа . Если же человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться в нем и покаянию, без которого нет спасения.

Это побуждает нас задуматься о следующем: если мы со всей тщательностью соблюдаем заповеди Божии, искренне принося покаяние в тех ошибках, которые совершаем, тогда Божественная благодать, пребывающая внутри нас, взирая на наше прилежание, действенно заявляет о своем присутствии.

Господь призывает нас, дорогие братья и сестры, исповедовать Его всей своей жизнью, свидетельствуя истинной, живой верой, совершая дела милосердия; достойно, с упованием на Божие попечение о нас, преодолевать жизненные трудности, испытывая радость о Господе и возвещая эту радость окружающим нас людям.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать